24 Апреля 2017
$56.23
60.32
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Меж двух огней

В Тверском театре юного зрителя играют премьеру – «Маугли» Редьярда Киплинга в постановке режиссера из Санкт-Петербурга Антона Милочкина. Этот спектакль добавил в репертуар ТЮЗа экзотики: «Прыгучий мышонок» – индейская история, «Маугли» – индийская.

В Тверском театре юного зрителя играют премьеру – «Маугли» Редьярда Киплинга в постановке режиссера из Санкт-Петербурга Антона Милочкина (интервью с ним опубликовано в номере за 19 января). Этот спектакль добавил в репертуар ТЮЗа экзотики: «Прыгучий мышонок» – индейская история, «Маугли» – индийская.

Рассказы о Маугли – ребенке, выросшем в волчьей стае, входят в две «Книги джунглей», которые Киплинг написал в 1894–1895 годах и которые восходят к традиционным индийским сказкам о животных. Это своего рода роман-воспитание, в котором животные наделены не аллегорическими чертами, а являются реальными, со своими повадками, характерами и нравами. Их Киплинг, родившийся в Индии, изучил досконально. И рассказы об индийском мальчике – от «Братьев Маугли» до «Весеннего бега» – это прежде всего рассказы о жизни дикой природы. От новой тюзовской работы можно было ждать именно таких картинок – красивых, живописных, экзотических. Впрочем, в последнее время режиссеры, приглашаемые в ТЮЗ на постановки, идут не проторенными и предсказуемыми тропами, а пытаются прочитать материал, который им предлагают, по-своему, нестандартно и порой непредсказуемо. Вроде бы «Маугли», вроде бы знакомая с детства сказка, зачем, собственно, изобретать велосипед: сделай красиво, и успех обеспечен. Однако молодого режиссера Антона Милочкина, кажется, занимало именно изобретение велосипеда.

Восемь рассказов о Маугли пришлось порядком подсократить и расставить описанные в них события по хронологии, чтобы получилось хоть сколько-нибудь связное повествование. И если у Киплинга Багира вспоминает, как она освободилась из клетки, в первом рассказе «Братья Маугли», то в спектакле этот эпизод переставлен ближе к финалу. Одна из написанных Киплингом историй «Княжеский анкас» – о посещении заброшенного замка – и вовсе пропущена, другая – «Весенний бег» – сжата до предела. Однако в целом все получается вполне внятно и логично. Инсценировкой занимался сам режиссер, который в подзаголовок своего спектакля вынес слово «инверсия», но в полном соответствии с законом арифметики от перемены мест слагаемых сумма не изменилась, хотя постановка все же отличается некоторой фрагментарностью. Каждая история рассказывается как бы отдельно от другой, многое отдано на откуп юному зрителю, которому, прежде чем приходить на «Маугли», неплохо было бы прочитать литературное произведение, положенное в основу спектакля.

При постановке Киплинга возникают как минимум две проблемы: как воссоздать на сцене джунгли и как найти адекватный внешний облик персонажей. В нашем случае все оказалось и просто, и сложно. Прежде всего потому, что, по замыслу режиссера и по тексту Киплинга, действие происходит в ночное время суток, поэтому площадка постоянно затемнена. Это, с одной стороны, придает спектаклю известную мрачность, а с другой – облегчает процесс джунглестроительства (художник Александр Зыбин). На подвижных каркасах, затянутых черной тканью, появляются зеленые вставки, которые то поднимаются, то опускаются. Тогда это трава, колышащаяся на ветру. Но вот за­звучала музыка ориентального толка, и тогда зеленые фрагменты весьма напоминают эквалайзер. Во втором акте, в тот момент развития сюжета, когда Сионийская стая сражается с дикими собаками, зеленый цвет сменяется красным, потому как и собаки красные, и в битве с ними проливается немало крови.

С персонажами поступили по-хитрому: звери ходят в человеческих костюмах, выдержанных в цветовой гамме, соответствующей их масти: волки – в серых, Багира (Алла Крылова) – в черном, Балу (Генрих Казарьян) – в коричневатом, а Каа (Сергей Коноплев) и вовсе горного удава не напоминает. Он выкатывается на сцену на инвалидной коляске, обмотанный длинным шарфом, в темных очках – это потому, что Каа «плохо видит после того, как переменит кожу». Люди в спектакле отличаются от зверей только отсутствием хвоста и светлыми одеждами. Концепт понятен: история происходит на границе человеческой цивилизации и джунглей. Впрочем, граница настолько условна, что звери свыклись с близким соседством людей и даже смогли удачно приспособиться к такому соседству.

Отдельно стоит сказать о главном герое. Играет его молодой артист театра, только в нынешнем сезоне принятый в труппу, Константин Павлов, так что это первая его крупная роль. И, думается, не последняя. Ему еще трудно осваивать материал, но попытка сделана, и причем вполне удачная. По крайней мере актеру удалось показать своего героя в развитии: вначале он младенец, чистый и неиспорченный. В финале это уже человек, изменившийся под воздействием внешних обстоятельств, и он, пожалуй, единственный из всех, кто существует как раз на самой границе природы и цивилизации, не находя места ни на той, ни на другой стороне и оказываясь словно меж двух огней. Что до Закона джунглей, то, вступая в борьбу со своими братьями-людьми, наш герой говорит своим братьям-волкам: «Неужели я должен объяснять вам, почему я делаю то или другое?», «Разве я не знаю, чего хочу?». Тем самым он отрицает закон и объявляет о своем праве поступать по собственной воле. Другое дело, ни к чему хорошему это не приводит, сам же Маугли только и делает, что нарушает налаженный жизненный ритм джунглей. А иначе и быть не могло.

Евгений ПЕТРЕНКО

29

Возврат к списку

Поисковики со всей России соберутся в Ржевском районе
В ближайший вторник рядом с деревней Есемово состоится открытие Международной военно-исторической поисковой экспедиции «Ржев. Калининский фронт».
21.04.201722:26
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию