25 Сентября 2017
$57.65
69.07
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 01.06.2010

Два праздника – два смысла

Как-то мы не очень пока усвоили то коренное различие, что лежит между многолетним празднованием дня Октябрьской революции, расколовшей наше общество на непримиримо враждующие части, и «новым старым» праздником иконы Казанской Божьей Матери, под сенью которой 395 лет назад русский народ обрел единство, спасшее его от порабощения иноземцами. 90-летний юбилей революции – хороший повод для того, чтобы подумать об этой разнице.

Как-то мы не очень пока усвоили то коренное различие, что лежит между многолетним празднованием дня Октябрьской революции, расколовшей наше общество на непримиримо враждующие части, и «новым старым» праздником иконы Казанской Божьей Матери, под сенью которой 395 лет назад русский народ обрел единство, спасшее его от порабощения иноземцами. 90-летний юбилей революции – хороший повод для того, чтобы подумать об этой разнице.

История, как известно, не прощает забывчивости, наказывая за нее повторением плохо усвоенного урока. По счастью, о повторении октября 1917 года ныне не мечтают даже коммунисты, большинству которых, а тем более руководству КПРФ, очень даже есть что терять. Но и вспоминать особенно горькие уроки истории у нас мало кто любит. Большинство политиков относится к этой науке чисто потребительски, выдергивая из нее факты, удобные для идеологического применения, не затрудняясь осмыслением всей глубины и противоречивости сложных исторических явлений. Хотя и тем из них, кто находится у власти, и тем, кто стремится эту власть приобрести, историю этой революции надо бы знать по дням и часам – примерно так, как описал предшествующую ей февральскую революцию в своем «Красном колесе» Александр Солженицын.

И, может быть, первый урок для них состоит в том, что Россию ни в каком смысле нельзя доводить до крайности. Даже если это крайность демократии и либерализма. Именно такой крайностью представляется сегодня режим Временного правительства, увлекшегося демократией до потери контроля сначала над армией (и это в условиях войны!), а затем и над страной. Россия, которой попытались привить уровень демократии, невиданный даже в самых либеральных странах Европы, оказалась настолько не готова к ней, что над страной нависла угроза полной анархии, по сравнению с которой даже власть большевиков выглядела благом.

Второй же, наиболее важный и наиболее страшный урок октябрь 1917 года преподал Русской Православной Церкви. Она начала усваивать его раньше всех: вспомним, что именно большевистский переворот ускорил принятие Поместным Собором, открывшимся еще в августе, решение о восстановлении патриаршества. 5 (18 по новому стилю) ноября 1917 года на патриарший престол был избран торопецкий уроженец митрополит Тихон. И все же церковь опоздала с этим решением как минимум на поколение. Ставшая в синодальный период одним из государственных ведомств, подчиненная светской власти в лице обер-прокурора Священного синода, она была вынуждена принимать на себя все грехи этой власти, не имея возможности от них очиститься.

Революция неминуемо вырастала из духовного кризиса, который начал разрастаться в русском обществе еще в XIX веке. Его симптомы точнее всех отметил в своем творчестве Ф.М.Достоевский, которого по праву считают христианским русским классиком. Блестящий диагност А.П.Чехов в годы, непосредственно предшествовавшие первой русской революции, описал признаки уже застаревшей к этому времени болезни русской интеллигенции под названием «безверие». Но если чеховское поколение интеллигентов еще мучилось ею, то следующее за ним уже веру в Бога считало «предрассудком», не понимая, что отсутствие этого «предрассудка» гибельно для страны и для них самих.

Надо, однако, помнить, что свою историческую ошибку Русская Православная Церковь полностью искупила в последовавшие за Октябрьской революцией годы террора. Ни в одной стране мира, начиная с первых веков христианства, с гонений времен римских императоров Нерона и Диоклетиана, не явлено было столь многочисленного сонма священномучеников и исповедников, как в России всего за несколько десятилетий ленинско-сталинского правления. И сколько бы ни критиковали Русскую Православную Церковь за внутренние раздоры и за отступление от веры многих и многих ее чад, несомненным остается факт проявления ею колоссального духовного сопротивления злу. Вспомним, что среди тысяч мучеников были и высшие иерархи церкви: патриарх Тихон, митрополит Петр, архиепископ Фаддей и простые прихожане, встававшие на защиту поругаемых храмов (как это было, например, в Кимрах). Это значит, что и в годы гонений церковь не утратила внутреннего единства, сохранив духовную возможность для своего возрождения.

И теперь единственную надежду на то, что наше общество не окажется столь же расколотым и враждебным самому себе, как это было 90 лет назад, дает нам именно этот процесс духовного возрождения – пусть не столь быстрый, как нам хотелось бы, но тем не менее очевидный. И День народного единения, совсем недавно ставший государственным праздником, стал одним из проявлений этого процесса. Еще много видится в нем наносного, едва ли не модного. Но если вспомнить, что западным обществом владеет совсем другая мода, то наша, пусть порой и поверхностная увлеченность верою и постановкой духовных задач выглядит много предпочтительнее.

Однако тенденция к облегченному восприятию нашего прошлого, в том числе и к Октябрьской революции, и к вызванному ею потоку массовых репрессий, едва ли не фатально подорвавших нравственные и физические силы нашего народа, явно противостоит процессу духовного возрождения, в котором не может быть ничего легкого и приятного. Уважать свое прошлое – это значит быть честным по отношению к нему. Незахороненный труп вождя революции на главной площади страны, как и расположенные там же памятники творцам массовых репрессий против собственного народа такой честности, как и соседству с памятником Минину и Пожарскому, явно не соответствуют. И единению народа явно не служат. Остается надеяться, что к 100-летию октября 1917 года мы это наконец поймем.

Сергей ГЛУШКОВ

51

Возврат к списку

В Твери прошел промышленный форум
Сегодня, 24 сентября, свой профессиональный праздник отмечают машиностроители – представители ведущей отрасли Тверской области.
24.09.201709:51
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость