22 Сентября 2017
$58.22
69.26
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Во глубине вековечного леса

Буквально последние дни теплой золотой осени застали художники, отправившиеся в начале октября на пленэр в Селижарово. Они так старались по максимуму использовать подходящую для работы на свежем воздухе погоду, что уговорили местную администрацию продлить самый короткий в этом году пленэр – он был рассчитан всего на неделю – еще на два дня. Администрация категорически не возражала.

Буквально последние дни теплой золотой осени застали художники, отправившиеся в начале октября на пленэр в Селижарово. Они так старались по максимуму использовать подходящую для работы на свежем воздухе погоду, что уговорили местную администрацию продлить самый короткий в этом году пленэр – он был рассчитан всего на неделю – еще на два дня. Администрация категорически не возражала.

Пленэр «Селижаровские мотивы» был задуман в прошлом году, когда в мезонине свежеотремонтированного здания краеведческого музея открывался муниципальный выставочный зал. Первым на селижаровской земле показал персональную экспозицию пейзажист Всеволод Солодов; тот вернисаж стал, без преувеличения, общегородским праздником – настоящих живых художников здесь не видели очень давно. Тогда, кстати, выяснилось, что один из своих первых пейзажей Всеволод Сергеевич, тогда художник Калининского драматического театра, написал именно здесь, когда театр был в Селижарове с гастролями. И было это ровно пятьдесят лет назад. Коллеги же вспомнили народную примету: там, где появляется Всеволод Солодов, образуются ежегодные пленэры и начинают формироваться художественные коллекции, впоследствии дающие начало местным картинным галереям. Так было и в Ржеве, и в Зубцове; в Селижарове решили не нарушать традицию.

Эти места интересны своей редкостной заповедностью; проще говоря, это самый настоящий медвежий угол – рассказывали, что медведи тут запросто выходят на дорогу, ничуть не смущаясь человеческих автомобилей. Селижаровский район расположен в самом центре древнего Оковского леса, сопоставимого со сказочным Вековечным лесом Толкиена. «Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет и направляется на север и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга и впадает в море Хвалисское», – писал в «Повести временных лет» легендарный летописец Нестор. Если принять во внимание традиционное сравнение рек с кровеносной системой страны, то как раз здесь и нужно искать сердце России.

– Здесь сохранился вековой крестьянский уклад жизни, – говорил на открытии выставки уроженец здешних мест Игорь Бучнев. – Это вызывает уважение и даже трепет и надолго остается в памяти. Это немного печально и очень красиво.

Многие деревни, постепенно приходящие в запустение, выглядят действительно печально – заросшие исполинскими борщевиками рассыпающиеся срубы, почерневшие от времени. Им вполне соответствуют и кошмарные дороги. Однако, возможно, именно эта удаленность от цивилизации позволила сохраниться в неприкосновенности и уникальным памятникам природы, и живописным естественным ландшафтам, и творениям рук человеческих, в других, более доступных местах, от человеческих рук и погибшим. К таковым относится известный с ХVI века погост Голенково километрах в двадцати к северу от Селижарова: чрезвычайно затейливый, построенный в псевдорусском стиле Никольский храм закрывался лишь на несколько лет, прихожане не позволили его разорить – там даже сохранились, причем в идеальном состоянии, уникальные фаянсовые иконостасы Кузнецовского завода: таких сейчас в России известно лишь три. В 1992 году настоятелем храма стал протоиерей о. Сергий Чивиков: сам в прошлом выпускник Венециановского училища, он, само собой, прибыл на финальный вернисаж и работы участников пленэра изучал с особым пристрастием.

Пленэр «Селижаровские мотивы» был самым коротким в этом году, а состав «десантной группы» – самым немногочисленным. Предводительствовал народный художник России Николай Дочкин; были известные тверские художники Игорь Бучнев, Сергей Зыбин, Владимир Литвинов, Юрий Смирнов; чисто мужскую компанию украсила своим присутствием Нелли Пятышева, которая и на пленэре не забывала о своем педагогическом призвании. Она рассказывала, что чрезвычайно любознательная одиннадцатилетняя девочка, понаблюдав за ее работой, призналась: «Сколько лет здесь живу, а этой красоты не замечала!» Собственно, и в этом тоже заключается предназначение пленэров.

Вместе с мэтрами на пленэре работали три студента – участники состоявшейся недавно в Твери молодежной выставки «Диалоги». Собственно, по итогам «Диалогов» путевку в Селижарово сначала получил только победитель проводившегося в рамках этой выставки конкурса Павел Соловьев, но потом к нему присоединились не менее перспективные молодые художники Анатолий Патерило и Дмитрий Килеев. На вернисаже студенты старательно смущались, однако, судя по выставленным работам, перспективы у них действительно серьезные, да к тому же у каждого уже заметны основы собственного авторского стиля. Дмитрий выставил сумрачный, почти штормовой озерный пейзаж; Анатолий, как оказалось, склонен к обобщению форм и работе с большими плоскостями. Павел же удивил интересом к столь не любимой пейзажистами «зеленке» и оказался весьма тонким колористом: пейзаж «Деревушка» разбавлен лишь белой дорогой и намеченной буквально несколькими мазками рябиной, все остальное – весьма выразительная игра десятков, если не сотен оттенков зеленого. Другое дело, если не знать – ни за что не догадаетесь, что это писал молодой художник: его работы отмечены почти неприличной в этом возрасте степенностью и уравновешенностью. Удивительное дело: размещенные по соседству работы маститого Николая Дочкина, выполненные в характерном для этого художника экспрессивном минимализме, выглядят в этом контексте почти хулиганскими. На осеннем пленэре Николай Викторович ухитрился написать зимний пейзаж и потом очень удивлялся: а что здесь такого? Впрочем, в предельно светлых тонах выдержана и осень: у Николая Дочкина продолжается «белый период». «А кто сказал, что осень должна быть обязательно черной и сумрачной?» – опять удивился художник.

В общем, у каждого участника пленэра была своя художественная правда: Сергей Зыбин увидел столь любимые им нежнейшие пастельные оттенки, Игорь Бучнев – лаконичные обобщенные формы деревьев, домов и лодок, Юрий Смирнов – холодный блеск осенней воды. Но все согласились: край в живописном отношении богатый, и потому надо приезжать суда «еще много-много раз». Николай Дочкин уже «застолбил» себе персональную выставку, о том же задумался и Сергей Зыбин. Местные дамы же очень настаивали на персональных выставках молодых художников и на специальном пленэре, на котором бы вместе работали студенты Венециановки и учащиеся местной художественной студии. Оно и понятно: все-таки общение с мэтрами предполагает определенную дистанцию, а студенты – почти ровесники, у них и учиться как-то проще. А учиться есть кому, это показали мастер-классы и собственно пленэрная работа: стоило выйти в город – и каждого художника тут же окружала ребятня. «Будем искать местные таланты, – порешили художники и организаторы пленэра, – давайте делать общее дело».

Нина ХАГЕНОВА

44

Возврат к списку

Тверская область ярко представила свой туристический потенциал в Москве
Сегодня в столичном комплексе «Экспоцентр» завершается 23-я международная выставка «Отдых Leisure-2017». На три дня огромная площадка объединила более 670 участников из 64 стран мира и большинства регионов России.
20.09.201719:44
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость