06 Декабря 2016
$63.92
67.77
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Все мотивы хороши

В Вышневолоцком краеведческом музее работает персональная выставка члена-корреспондента Российской академии художеств Григория Чайникова. Вернисаж состоялся в рамках II культурно-туристического форума «Диалог культур на Великом водоразделе». Небольшая экспозиция, названная «Природы северный мотив», не только представляет «северный этап» творчества художника, но и показывает, как Григорий Чайников развивает и осмысляет творчество своих учителей, главным образом Алексея и Сергея Ткачевых.

В Вышневолоцком краеведческом музее работает персональная выставка члена-корреспондента Российской академии художеств Григория Чайникова. Вернисаж состоялся в рамках II культурно-туристического форума «Диалог культур на Великом водоразделе» (о нем «ТЖ» писала 21 сентября). Небольшая экспозиция, названная «Природы северный мотив», не только представляет «северный этап» творчества художника, но и показывает, как Григорий Чайников развивает и осмысляет творчество своих учителей, главным образом Алексея и Сергея Ткачевых.

Впрочем, до того как стать член-кором и поучиться в творческих мастерских известных братьев Ткачевых, Григорий Чайников учился в Суриковке, после чего впервые приехал на Академическую дачу имени Репина, расположенную в Вышневолоцком районе. Здесь, по всей видимости, он и познакомился с братьями Ткачевыми, которые полвека из своей долгой творческой жизни проработали на знаменитой Академичке. Мэтры советского искусства заметили начинающего художника и пригласили поучиться у них. От такого предложения, естественно, отказаться было невозможно. Собственно говоря, именно Академическая дача, где Григорий Чайников впервые встретился с живыми мастерами, которые были ему знакомы до этого по публикациям и каталогам, сформировала и его творческое мировоззрение, и творческие принципы.

Впрочем, видов Академической дачи в экспозиции, представленной в Вышневолоцком краеведческом музее, не найти. Несмотря на то, что художник, живя в Замоскворецком районе столицы, постоянно работает здесь, для своей выставки он избрал другую, северную тему, полагая, по всей видимости, что пейзажи с Академички в этих краях каждый знает, наверное, наизусть. Однако в представленных северных мотивах (есть даже отдельная работа с таким названием) художник ищет то, что знакомо, известно, узнаваемо, и без стеснения цитирует, например, Левитана, практически повторяя на новом материале его знаменитый «Март». В других своих картинах Григорий Чайников идет уже от своих ближайших по времени учителей, но тоже классиков – братьев Ткачевых. Элементы «сурового стиля» в сочетании с некоторой долей лиричности делают его произведения едва ли не бытописательскими. Даже выбор сюжетов, к которым обращается господин Чайников, традиционен, а список их воспроизводит жизненный цикл человека: рождение ребенка, крещение, смерть. Таких работ на выставке не то чтобы мало, но главное внимание все же сосредоточено на другом.

Основной корпус выставки состоит из пейзажей и портретов. На первых – лодки и еще раз лодки как очень важная деталь быта северного жителя, а еще – всевозможные природные состояния: от снежного, с метелями, февраля до передачи радостного пробуждения, которое охватывает природу с приходом весны и начинающимися разливами рек. Все эти мотивы так или иначе, но оказываются связанными. По крайней мере в контексте конкретной выставки. Если пейзажи Григория Чайникова проникнуты каким-то особым настроением, то с его портретов на зрителя смотрят суровые северные люди, замученные и жизнью, и суровыми климатическими условиями. В «Этюде помора», скажем, это читается даже слишком явно, правдоподобно и реалистично, а герой картины «В послушании» имеет вид исключительно суровый, а по его взгляду решительно не понять, что он переживает, однако скорее всего переносит наложенное послушание стоически. Живописный же строй этих работ весьма напоминает картины братьев Ткачевых: такой же мощный мазок, не детализация, а генерализация. (В этом, конечно, нет ничего удивительного, более того, в нынешнем году Григорий Чайников получил ежегодную премию именно «За сохранение и продолжение традиций русской реалистической школы живописи».) Даже на «Автопортрете» художник изобразил себя так, чтобы не особенно нарушать общую концепцию выставки, на которой, впрочем, есть еще замечательный интерьер деревенской избы с тщательно выписанным половиком, нехитрым убранством и спокойной героиней, мирно занимающейся домашними делами и не мешающей художнику изображать и эту грань человеческой жизни. Такую же важную и такую же интересную, как все остальные ее грани, как все остальные живописные мотивы.

Евгений ПЕТРЕНКО

22

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Тверской государственный медицинский университет отметил 80-летие
Они встретились после долгой разлуки: юбилей – замечательный повод вспомнить о том, как поступили, учились, играли свадьбы, практиковали уже в статусе родителей, преподавали и лечили, лечили…
06.12.201609:33
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию