16 Декабря 2017
$58.9
69.43
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Естественное продолжение идеала

На днях в столичной галерее «Ковчег» открылась выставка работ классика советской живописи Александра Самохвалова из коллекции Тверской областной картинной галереи. Экспозицию составили почти полторы сотни экспонатов.

На днях в столичной галерее «Ковчег» открылась выставка работ классика советской живописи Александра Самохвалова из коллекции Тверской областной картинной галереи. Экспозицию составили почти полторы сотни экспонатов – живописные и графические произведения, скульптура, образцы книжной графики и документы. Уникальность этой выставки в том, что многие вещи экспонируются впервые.

О галерее «Ковчег» стоит рассказать особо. Скажешь «государственный выставочный зал» (а «Ковчег» имеет именно такой статус) – и сразу представляются масштабы и просторы уровня Манежа. Ничуть не бывало. Застроенная типовыми пятиэтажками небольшая тихая улица где-то в районе Дмитровского шоссе, первый этаж обыкновенного жилого дома, три небольших (это еще мягко сказано!) экспозиционных зала плюс холл. Однако эта галерея существует уже двадцать лет – как раз выставкой Александра Самохвалова она открыла юбилейный сезон, что по столичным меркам возраст более чем почтенный. Причем все это время сотрудники «Ковчега» стойко придерживались изначально выбранной линии, регулярно открывая концептуально продуманные и всегда удивляющие серьезных знатоков выставки. О репутации галереи свидетельствует уже количество телекамер на единицу площади; канал «Культура» прислал на вернисаж аж две бригады, одна работала на новости, вторая делала большой серьезный сюжет. Показательна и собственно публика – солидные художники и искусствоведы, изучающие экспозицию вдумчиво, квалифицированно и без излишних восторгов. В этот раз среди гостей был замечен, в частности, маститый искусствовед Юрий Герчук. В числе фирменных знаков «Ковчега» и предельный лаконизм официального открытия. «У нас не так, как в МОСХе», – заметил один из кураторов выставки Сергей Сафонов, предоставляя слово директору Тверской картинной галереи Татьяне Куюкиной. Она коротко рассказала о художнике и об экспозиции – и все. Прочие разговоры предлагалось вести в неформальной обстановке. «Везет же людям!» – позавидовали мы, вспомнив наши как минимум часовые вернисажи, исполненные длинных, скучных и в сущности бесполезных комплиментарных речей.

Сферу интересов галереи составляет изобразительное искусство ХХ века, причем сотрудники либо выбирают незаслуженно забытые имена, либо представляют известных художников как-нибудь эдак, позволяя взглянуть на их творчество под другим углом зрения. Тверская коллекция работ Александра Самохвалова соответствует обоим этим посылам. С одной стороны, для широкой публики художник остался лишь автором хрестоматийной «Девушки в полосатой футболке», впоследствии его авторская индивидуальность уже не укладывалась в достаточно жесткие рамки официально провозглашенного курса, и о нем попросту забыли. С другой же – выставленная коллекция знакомит публику с неизвестным Самохваловым, по преимуществу самого раннего и самого позднего периодов. Для Москвы эта выставка тем более интересна, что здесь Самохвалова знают мало, поскольку большую часть жизни он провел в Ленинграде.

На вернисаже много говорили о вдове художника Марии Алексеевне Клещар-Самохваловой. Собственно, именно ей мы должны быть благодарны за то, что творческое наследие Александра Самохвалова сохранилось и оказалось в коллекции Тверской картинной галереи. Она была образцовой женой художника; по выражению Татьяны Куюкиной, Мария Алексеевна «сама себя задвинула» и все разговоры о собственном творчестве пресекала на корню. Для нее существовало лишь творчество мужа; сохранению его наследия, изучению и популяризации она и посвятила всю оставшуюся жизнь. Лишь после ее смерти выяснилось, что Мария Клещар-Самохвалова – оригинальный самостоятельный художник; помимо известного портрета Ольги Берггольц она оставила множество театральных и цветочных натюрмортов, которые впоследствии выставлялись в залах питерского отделения Союза художников и библиотеки Академии наук. Любопытно, что черты Марии Алексеевны явно читаются в ранних работах Александра Самохвалова, в том числе и в знаменитой «Девушке в полосатой футболке», датированной 1932 годом, хотя познакомились будущие супруги уже после войны. Надо полагать, художник в жизни нашел идеальный образ, который достаточно долго разрабатывал в своем творчестве.

Дружеские отношения картинной галереи с вдовой художника сложились достаточно давно. Передавая работы Александра Самохвалова в тверскую коллекцию, Мария Алексеевна выполняла волю мужа: он хотел таким образом вернуться на родину. Собственно, родился и вырос он в Бежецке, там брал первые уроки живописи, там же работал некоторое время в начале двадцатых – оформлял революционные праздники и театральные постановки. К этому периоду относятся самые ранние из выставленных вещей, ученические работы «Старые кузницы» (1909) и «Улица в Бежецке» (1912). Но в Бежецке художественного музея нет (пока?), так что эта коллекция естественным образом оказалась в Твери.

За год до смерти Мария Алексеевна решила передать в Тверь весь архив мужа. Сотрудники галереи тогда радостно ужасались: в их распоряжении оказался огромный массив прежде неизвестной информации, в том числе и вещи, по которым можно судить о ходе творческой мысли художника. Так, знаменитая «Девушка в футболке» существует в нескольких весьма различающихся вариантах. Один из натурных эскизов был обнаружен в мастерской свернутым в рулон – он стал главным экспонатом и знаковым моментом экспозиции. Интересен он, помимо прочего, еще и тем, что на его обороте написан практически законченный «Мальчик с самолетиком». На оборотную сторону художник, по-видимому, просто не обратил внимания настолько, что развернул холст вверх ногами. Теперь он так и экспонируется, что тоже некоторым образом соответствует концепции галереи. Обе вещи относятся к началу тридцатых, и скорее всего с тех пор их никто не видел.

Живопись, впрочем, составляет очень малую часть экспозиции, преимущество же отдано графике. Особый интерес представляют серии эскизов книжных иллюстраций, и тут тоже ожидает немало открытий в том смысле, что детские воспоминания вдруг обретают авторство. Так, мы сразу опознали картинки к весьма любимой в детстве книжке про водолазов. Оказалось, что Александр Самохвалов не только нарисовал, но и написал «Три случая под водой» – выставленные эскизы датируются 1927 годом, книжка вышла годом позже и была с успехом переиздана в 1970-м. Здесь же выставлены серии эскизов к повести Матвеева «Золотой поезд» (1929), «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина (1933), роману Фейхтвангера «Лже-Нерон» (1937). Отдельный блок составляют своего рода «путевые заметки» – северные серии «Деревня Наволок» и «Ладога» начала двадцатых и среднеазиатские зарисовки – в Самарканд Александр Самохвалов ездил со своим учителем Петровым-Водкиным в 1921 году. Итогом этой поездки, помимо прочего, стала книжка «Моя Самаркандия». Открывая выставку, Татьяна Куюкина весьма настоятельно рекомендовала обратить внимание на эту, тоже не самую известную грань дарования художника. Он написал несколько книг, и надо сказать, что его писательский талант практически не уступает художественному.

Татьяна Куюкина, кстати, весьма изящно объединила историческую ценность архивной экспозиции с самой что ни на есть живой современностью, когда отвечала на вопрос об официальной заданности хрестоматийного образа девушки-спортсменки. Вряд ли в конце двадцатых – начале тридцатых молодой художник всерьез думал о тенденциях и «социальных заказах» – он просто естественными для него способами искал идеал гражданки новой страны, здоровой и сильной женщины. Сейчас, в сущности, происходит то же самое: и страна новая, и продвинутые девушки не вылезают из спортивных залов. Так что Александр Самохвалов еще восемьдесят лет назад обозначил идеал, относящийся к категории вечных ценностей, и в его развитии нет предела совершенству.

Наталья ЗИМИНА

29

Возврат к списку

На участке М-11 от Твери до Вышнего Волочка открыли движение
Символический дорожный знак с белой стрелкой на синем фоне перевернут – по новому участку строящейся магистрали М-11 начинает движение первая автоколонна.
15.12.201721:18
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость