04 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

О разных кушаньях и пробках

На Руси «есть веселье питье, не можем без того быти». Эти слова привел русский летописец в качестве ответа киевского князя Владимира Святославича на предложение принять ислам, запрещающий, как известно, употребление спиртных напитков. С них, собственно, и начинается многовековая питейная история России.

На Руси «есть веселье питье, не можем без того быти». Эти слова привел русский летописец в качестве ответа киевского князя Владимира Святославича на предложение принять ислам, запрещающий, как известно, употребление спиртных напитков. С них, собственно, и начинается многовековая питейная история России. С них начинают свою книгу историки Игорь Курукин и Елена Никулина «Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина», вышедшая в серии «Живая история. Повседневная жизнь человечества». Сегодня в рамках третьего этапа Всероссийской акции «Читают все!», в которой участвует «ТЖ», рассказ об этой книге.

Отвергнув ислам как государственную религию, великий киевский князь сделал сознательный выбор, что, впрочем, не помешало держателям ресторанов и трактиров много позже нанимать в официанты татар (они, естественно, не пили) и выходцев из Ярославской губернии, также отличавшихся известной умеренностью. И зачастую татары оказывались не меньшими знатоками вин и яств, чем самые утонченные аристократы, например, герой толстовского романа «Анна Каренина» Стива Облонский. У него была своя питейная традиция, уходящая, однако, в глубокое прошлое. Ведь именно неумеренное употребление спиртного с легкой руки иностранцев стало едва ли не главным элементом «загадочной русской души». Так ли это или не совсем – вот в чем и пытаются разобраться Игорь Курукин и Елена Никулина и начинают с обстоятельного исторического экскурса, в котором в том числе заявляют: «Утверждение в обществе определенных норм и правил потребления алкоголя имеет не только медицинский и правовой аспекты, но в не меньшей степени – историко-культурный». С этим, конечно, трудно не согласиться – «о разных кушаньях и пробках», наверное, не менее интересная тема, чем история общественных движений, философии, литературы, государства вообще. И общественные деятели, и философы, и писатели – каждый гражданин страны – не только и не столько занимаются своими профессиональными делами, но еще – и в первую очередь – едят и пьют.

Это, надо сказать, весьма занятная тема, поскольку именно через призму быта лучше всего можно понять историю не только материальной культуры, но и историю вообще, так что рецензируемая книга вполне имеет историко-культурное значение, особенно для понимания, кто мы есть и как мы стали теми, кто есть. Причем, для того чтобы показать такую специфическую сторону жизни наших пращуров и современников, авторы избирают, пожалуй, самую удачную форму изложения – почти позитивистское описание того, что и как пили на Руси, как складывалась в России питейная традиция и «питейная политика» государства и какую реакцию она вызывала в народе. Поэтому «Повседневная жизнь русского кабака» – это ни в коем случае не чтиво в привычном масскультовском смысле, а исследование, в котором собраны многочисленные статистические данные, цитируются официальные документы, художественные произведения, различные мемуарные источники. Последние, безусловно, известную наукообразность (только примечания к основному тексту занимают двадцать четыре страницы) разбавляют и привносят в повествование живую жизнь.

В этой книге, можете поверить, найдется много чего интересного и поучительного. И не только связанного с алкогольной темой, но имеющего и общекультурное значение. Например, в 1710 году при русском дворе был устроен специальный «день для изгнания хмеля», и вместе с тем активно осваивались законы светского поведения… Здесь встретится масса знакомых имен (что из названия и так, впрочем, понятно), названий, реалий, известных из русской литературы, в произведениях которой также в той или иной степени описывается культура пития. По крайней мере, хрестоматийный теперь рассказ о технологии виноделия в Кашине (роман «Современная идиллия») на страницах «Повседневной жизни русского кабака…» можно освежить. А также узнать, в каком ресторане играл уроженец Бежецка Василий Андреев и созданный им Великорусский оркестр народных инструментов. Но главное, наверное, состоит в том, что, читая эту книгу, еще раз убеждаешься, что в истории все повторяется и сегодня нет ничего такого, что не было бы испробовано в различных социальных практиках в прошлом. И история питейного дела не исключение.

Петр РУЧНИКОВ

7

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию