27 Марта 2017
$57.42
61.86
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Романтизм и идеология – союз или конфликт?

На этой неделе исполняется сто тринадцать лет классику русского и советского изобразительного искусства, уроженцу Тверской области Александру Самохвалову.

На этой неделе исполняется сто тринадцать лет классику русского и советского изобразительного искусства (разделение здесь, по большому счету, и неуместно), уроженцу Тверской области Александру Самохвалову. В начале сентября в московском государственном выставочном зале «Ковчег» открывается выставка, которая, по мнению специалистов, обещает быть если не сенсационной, то уж по крайней мере исключительно интересной, поскольку позволит взглянуть на творчество классика несколько иначе.

Галерея «Ковчег», которая этой экспозицией открывает двадцатый выставочный сезон, давно сотрудничает с Тверской картинной галереей в рамках общего круга интересов – русского изобразительного искусства первой половины теперь уже прошлого века. «Ковчег» предпочитает формировать концептуальные выставки, представляющие не самые известные имена и темы, либо предлагающие посмотреть на хрестоматийных художников под другим углом зрения. Выставка работ Александра Самохвалова полностью укладывается в эту концепцию, поскольку экспозицию составят вещи из единой цельной коллекции, которых раньше никто не видел.

Александр Самохвалов – из хрестоматийных, даже канонических художников. Именно он в двадцатые годы создавал образ нового советского человека и вообще светлого будущего: наряду с Дейнекой, Пахомовым, Пименовым он был олицетворением новой «романтической» культуры, его произведения стали символом эпохи первых пятилеток. Можно не понимать, не любить и вообще не знать живопись, но «Девушку в полосатой футболке» знают все – репродукция этой вещи печаталась в школьных учебниках, по ней писали сочинения.

– Впрочем, ситуация менялась очень быстро. «Искреннее, проникнутое романтизмом искусство Самохвалова стало «неудобным», так как его работы слишком ярко выделялись на фоне ремесленной «продукции», заполонившей выставки, страницы журналов и газет, – рассказывает искусствовед Владимир Биберин. – С этого времени начинается долгий период, продлившийся почти до конца жизни мастера, который можно назвать периодом забвения». Собственно, Самохвалов для многих остался лишь автором «Девушки в футболке». Он активно работал, выставлялся – но его произведения проходили незамеченными: «Значительная часть наследия художника малоизвестна, особенно произведения раннего и позднего периодов».

В какой-то мере ситуацию исправила юбилейная выставка 1994 года, основу которой составила коллекция картинной галереи, где на тот момент находилось около сорока работ художника. Это был «неизвестный Самохвалов» – в экспозицию вошли, в частности, работы 1910-х годов, «запечатлевшие процесс формирования художника путем освоения и переработки опыта и достижений современных ему течений в искусстве», в которых присутствуют и супрематизм, и элементы экспрессионизма, и опыт «примитива». Не менее интересными оказались работы сороковых годов, которые принято рассматривать исключительно с идеологических позиций. Одни названия чего стоят: «Киров принимает парад физкультурников», «Появление В.И. Ленина на 2-м Всероссийском съезде Советов», «Сталин в кругу народов»… И картины, и этюды к ним красивы сами по себе, без всякого идеологического наполнения: это теперь мы понимаем, что «…именно живопись становится главным содержанием этих работ, живопись с ее фактурой, колоритом, движением мазков».

Предстоящая выставка в «Ковчеге» в какой-то мере продолжает тот опыт тринадцатилетней давности. Но на новом витке. Судьба распорядилась так, что вдова художника Мария Алексеевна Клещар-Самохвалова передала именно тверской картинной галерее большую часть архива Александра Самохвалова. Случилось это в самом конце прошлого века. Помнится, сотрудники галереи радовались как дети: переданный материал предоставил такие горизонты для исследований! В их распоряжении оказались и вполне утилитарные вещи – к примеру, мольберт художника, и обширная коллекция промышленной графики, и многочисленные зарисовки, наброски и эскизы. А это, ежели кто понимает, самое интересное: подобные вещи позволяют понять ход мысли мастера. Именно тверская коллекция и составила эту экспозицию, причем кураторы могли выбирать, имея в виду собственный концептуальный замысел. Ими было отобрано 177 экспонатов: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, книжная графика, наброски, рукописи, архивные документы. Большую часть всего этого никто никогда не видел. В их числе и последняя вещь классика, незаконченная работа 1970 года «Девушка с цветком» – не воспоминание ли мастера о романтических двадцатых?.. Все эти вещи в очередной раз представят публике «неизвестного Самохвалова». В очередной же раз подтвердив известную мысль: «Есть многое на свете, друг Горацио…»

Наталья ЗИМИНА

15

Возврат к списку

Вода идет | Тверской регион готов к прохождению весеннего паводка
Лед на реках Верхневолжья вот-вот тронется. Паводок – дело серьезное, встречать его надо во всеоружии. И, как сообщают в оперативном штабе Главного управления МЧС России по Тверской области, к нему уже готовы и люди, и техника.
24.03.201722:44
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию