23 Марта 2017
$57.64
62.27
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Ходя по селам и деревням…

Сейчас разве что только специалисты вспомнят имя Ивана Петровича Сахарова. Да и то наверняка недовольно фыркнут: мол, неправильным он был фольклористом и собирателем произведений устного народного творчества. А в главном его труде – «Сказаниях русского народа» – собственно от народной словесности мало что осталось: собиратель переписал.

Сейчас разве что только специалисты вспомнят имя Ивана Петровича Сахарова. Да и то наверняка недовольно фыркнут: мол, неправильным он был фольклористом и собирателем произведений устного народного творчества. А в главном его труде – «Сказаниях русского народа» – собственно от народной словесности мало что осталось: собиратель переписал. На этой неделе со дня его рождения исполнилось двести лет, для нас это неплохой повод вспомнить о трудах этого человека, тем более что свое последнее успокоение он нашел на тверской земле, где ему принадлежало небольшое имение.

В свое время крупный славист и филолог Срезневский писал о первых книгах Сахарова: «Кто жил в то время (30-е годы XIX столетия. – П.Р.), не чуждаясь литературы, тот знает, как сильно впечатление, произведенное этими книгами, особенно книгами «Сказания русского народа», – не только между любителями старины и народности, но и вообще в образованном кругу». Впечатление это и в самом деле было огромным. По сути, Сахаров одним из первых обратился к тому пласту русской жизни, которым в пушкинскую эпоху особенно интересовались. К тому времени был уже известен труд другого собирателя фольклора – Ивана Снегирева «Русские в своих пословицах», Сахаров же стремился к какой-то поистине неимоверной всеохватности. О богатстве собранного им материала тогда говорили практически все. В «Сказаниях русского народа» были собраны сведения о русском народном чернокнижии, описания магических обрядов, снотолкования, русские народные игры, загадки, присловья и народный дневник, подробная роспись по дням и месяцам праздников, примет, традиционных обычаев и обрядов. Современные исследователи меж тем признают, что Сахаров создал своеобразную энциклопедию народной жизни.

Впрочем, планы Сахаров строил весьма большие. Он задумывал издать тридцать книг в семи томах. В них должны были быть собраны материалы как собственно по фольклору, так и по литературе – от древней до новой, художествам, нумизматике, мифологии и др. Не все, что планировал Сахаров, ему удалось осуществить. Печатание очередного издания «Сказаний…» остановилось на третьем томе. Однако и это позволило ему стать членом Географического и Археологического обществ.

Собственно, и сейчас в «Сказаниях…» можно обнаружить много любопытного. Так, например, он замечает, что такой древний обряд, как погребение Ярилы, в Калязинском уезде совершался «по дороге к Троице Нерли, близ старой сосны», но уже в сахаровское время обряд заменили простые народные гулянья. Не менее интересны и присловья, собранные этнографом-самоучкой, они и по сей день, надо полагать, не потеряли своей актуальности, хотя жители многих тверских городов, о которых пишет Сахаров, вполне могут обидеться, услышав о том, как о них раньше говорили в народе. Хотя как обижаться на себя же! О жителях древнего Торопца Сахаров, к примеру, сделал запись: «Торопчанина обманет цыган, цыгана – жид, жида – грек, а грека – черт». Осташей вполне справедливо, впрочем, в народе называли ершеедами, а про новоторов говорили: «Новоторы воры, но и осташи хороши»…

Несмотря на определенную популярность, и сами «Сказания…», и их автор подверглись известным гонениям. Сахарову даже грозили Соловки, однако заступничество князя Голицына спасло его от ссылки. Чернышевский, познакомившись с работой Сахарова, был вынужден защищать его от нападок молодого поколения филологов, а Лев Толстой писал в статье, посвященной опыту преподавания в Яснополянской школе, что «Сказания русского народа» «суть книги, написанные не для народа, а из народа» и они хорошо воспринимаются крестьянскими детьми.

После того как появились капитальные сборники Афанасьева, Даля, Киреевского, наследие Сахарова все больше забывалось, да он и сам, кажется, не верил, что все им задуманное удастся завершить. После 1853 года собиратель практически удалился от дел, а вскоре уехал в свое небольшое имение в селе Рютино, нынешнего Бологовского района (раньше оно принадлежало к новгородскому краю), которое было куплено, по свидетельству современников, почти в долг. Сейчас от усадьбы Сахарова здесь остались лишь развалины кирпичной Успенской церкви, она была построена на небольшом возвышении на окраине села в 1809 году. Уже на фотографии тридцатилетней давности от нее оставались одни руины. После смерти Сахарова от разжижения мозга усадьбой владели потомки собирателя, а также Громовы и Рахлин-Румянцев. Здесь же, в Рютине, по некоторым данным, Сахаров и нашел свой последний приют.

Петр РУЧНИКОВ

36

Возврат к списку

В Твери названы имена лучших молодых поэтов России
Во вторник Тверь стала литературным центром всей нашей огромной страны: во Всемирный день поэзии в столице Верхневолжья подвели итоги Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зеленый листок», учрежденного поэтом Андреем Дементьевым. Награждение победителей проходило в единственном в России Тверском Доме поэзии.
22.03.201721:38
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию