20 Ноября 2017
$59.63
70.36
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Приглашение на чай

Все-таки удивительная это штука – скромный кустик Theobroma из семейства магнолиевых! Ни одно растение из тех, что человек употребляет в пищу, не удостоилось такого количества ритуалов. Чайные же церемонии существуют во всех культурах, на всей территории Евразии, от Туманного Альбиона до Страны восходящего солнца. Со специфической русской чайной церемонией уже почти два десятка лет знакомит всех желающих филиал Тверского объединенного музея – Музей тверского быта.

Все-таки удивительная это штука – скромный кустик Theobroma из семейства магнолиевых! Ни одно растение из тех, что человек употребляет в пищу, не удостоилось такого количества ритуалов. Чайные же церемонии существуют во всех культурах, на всей территории Евразии, от Туманного Альбиона до Страны восходящего солнца. Со специфической русской чайной церемонией уже почти два десятка лет знакомит всех желающих филиал Тверского объединенного музея – Музей тверского быта.

В этом смысле расположенный в старинной усадьбе купцов Арефьевых музей предвосхитил общую тенденцию последнего десятилетия – использование в музейной практике интерактивных программ, вовлекающих зрителя в некое занимательное и поучительное действо. Тогда поводом для создания программы послужила извлеченная из запасников обширная коллекция старинных самоваров, по сути превратившаяся в постоянную экспозицию. А если самовар уже стоит на столе, то какой смысл на него просто любоваться? Надо чай пить!

О чае здесь знают все. С самого начала – с того момента, как он появился в России, когда монгольский хан прислал в подарок царю Алексею Михайловичу четыре пуда (целых 64 килограмма!) «китайской травы». Было это в октябре 1638 года – стало быть, в будущем году знатоки и ценители могут праздновать 370 лет русского чаепития. Подарок монгольского хана пришелся по вкусу настолько, что традицию, заведенную папенькой, не смог искоренить даже сын-реформатор. Царь Петр Алексеевич явно предпочитал «китайской траве» популярные в тогдашней Европе «арабские зерна»; кофе в России тоже оценили – но истинно национальным напитком он так и не стал. А вот чай пили, пьем и будем пить.

А пили знатно и вдумчиво. Солидные купцы где-нибудь на Нижегородской ярмарке не заключали многомиллионной сделки, не осушив на двоих ведерный самовар. Ямщики в ожидании клиента грелись в чайных, где даже при отсутствии в то время инспекторов ГИБДД с «трубочками» не держали никакого алкоголя – только чай. Оный даже получил вполне солидную государственную поддержку – был издан специальный Указ от 31 декабря 1821 года «О дозволении производить продажу в трактирных разного рода заведениях с 7 часов до 12 пополудни и содержать в ресторациях чай».

Не менее знатно чаем торговали. По данным статистики за1847 год, только в трактирах было заварено и выпито 191 тысяча фунтов чая. Оборот же магазинов и лавок за этот же год составил 7 миллионов рублей серебром – сумма для середины XIX века астрономическая. Надо полагать, нынешние предприниматели, специализирующиеся на чайной торговле, тоже чувствуют себя неплохо. Вот и я, в положенный день посетив бухгалтерию, первым делом направляюсь в известный ценителям маленький магазинчик на бульваре Радищева. Там на стенах развешаны китайские веера, на полочках стоят замысловатые чайники из красной глины, а запах! В общем, кошелек заметно худеет: избежать соблазна «а вот это что такое и чем же это так пахнет?» практически невозможно. А сколько нас, таких… Помимо прочего чай нынче в моде. Несколько лет назад в Твери во множестве открывались кофейни. Симпатичные, стильные, европейские. Но сейчас изрядную конкуренцию им составляют чайные дома: назначать важные встречи нынче принято именно за чашкой чая. Но одно дело – современный гламурный или восточный интерьер, и совсем другое – сводчатая комната XVIII века, в которой, может быть, гонял чаи с хозяином, знатным купцом Арефьевым самолично император Петр Алексеич…

Заведующая музеем Ирина Зимина честно призналась, что эти экскурсии и ей, и ее сотрудницам уже порядком надоели: все-таки чай в музее пьют с 1989 года. Причем чаепитием вполне естественно заканчиваются не только экскурсии по самоварной выставке, но и все музейные праздники и программы, от масленичных до пасхальных. В общем, «самовар шумит – расходиться не велит»: этот проект пользуется исключительной популярностью не только у иностранных туристов, которые, естественно, не могут пройти мимо настоящей русской экзотики, но и у жителей Твери, которые приходят регулярно с чадами и домочадцами. Так что сотрудники музея с удовольствием воспользовались возможностью обновить и освежить экспозицию, дополнив самовары другими, не менее значимыми атрибутами русской чайной церемонии.

Возможность эту предоставил Московский областной музей народных художественных промыслов, официально учрежденный в апреле 2003 года. Усадьба купцов Коробовых-Лукутиных в селе Федоскино, в которой будет размещаться музей, сейчас находится на реставрации – предполагается, что музей откроется в декабре 2008 года. Пока же он делает тематические выездные выставки, одной из которых и стали «Традиции русского чаепития».

Выставку самоваров органично дополнили образцы трех весьма известных народных промыслов – лаковые шкатулки из Федоскина, павловопосадские шали и жостовские подносы. Для правильного чаепития поднос, понятно, вещь наинужнейшая: классический угольный самовар на него ставят и для безопасности, и для красоты. В подмосковном селе Жостово расписывать железные подносы начали в 30-х годах XIX века в мастерской Вишнякова, и эти изделия достойно выдержали конкуренцию с аналогичными уральскими промыслами. Расписанные пышными цветами жостовские подносы (традиционно черные, но встречаются и другие цвета) стали для всего мира одним из символов русского народного искусства наряду с гжелью и хохломой. На стенах тверского музея разместилось несколько образцов современной жостовской росписи. Их даже можно купить, но оригинальная авторская работа стоит очень дорого.

Не менее символичны для русского искусства и павловопосадские платки, с которыми весьма эффектно перекликается цветочная роспись подносов. Первая в Павловском Посаде фабрика по выпуску шелковых платков была открыта еще в конце XVIII века предприимчивым крестьянином Иваном Лабзиным. А популярные до сих пор расписные шерстяные шали стали делать в середине XIX века его правнук Яков Лабзин и Василий Грязнов. Торговый дом компаньонов был хорошо известен не только в России: с 1865 года павловопосадские шали традиционно получали высокую оценку на крупных всероссийских и международных выставках. Любопытно, кстати, что восемь лет назад один из зачинателей знаменитого промысла Василий Грязнов был канонизирован Русской Православной Церковью как местночтимый святой праведный Василий Павловопосадский.

К тому же к 1795 году относится и зарождение в соседнем с Федоскино и потом слившемся с ним селе Данилково лаковой миниатюры. Купец Коробов вывез в Россию мастеров известной в то время в Европе Брауншвейгской фабрики Иоганна Штобвассвера. Русские вольнонаемные крестьяне оказались хорошими учениками, и вскоре федоскинская лаковая миниатюра потеснила на европейском рынке изделия немецких художников. Этот вид декоративно-прикладного искусства отличается, пожалуй, максимальной свободой по части выбора сюжета. На черных лаковых коробочках, расписанных в пропущенной через народную традицию академической манере, можно встретить все жанры изобразительного искусства и все возможные сюжетные ходы вплоть до портретов руководителей государства и промышленных пейзажей. Однако основной круг тем сложился еще в середине XIX века: и тогда, и сейчас наиболее популярны «катание на тройках», «народные пляски» и, конечно, «чаепитие» как один из истинно народных мотивов и символов. Именно поэтому федоскинская миниатюра чрезвычайно уместна в экспозиции, посвященной традициям чаепития. Опять же в красивой лаковой коробочке можно хранить чай.

Надо сказать, что изделия народных промыслов при всей их колоритности и некоторой «станковости» вполне утилитарны и, более того, универсальны. Тот же павловопосадский платок можно использовать не только по прямому назначению. Из него может получиться, к примеру, эффектная штора, абажур для лампы или скатерть, незаменимая при гадании на картах или том же чаепитии. Любят их и кутюрье: Валентин Юдашкин и Вячеслав Зайцев в своих коллекциях «а ля рюсс» использовали их неоднократно. Впрочем, что там известные дизайнеры и «русский стиль»! По сей день не забуду африканских студенток, каковых в нашем институте было множество. Приехав в Россию, чернокожие красавицы первым делом покупали некоторое количество разноцветных расписных платков (заметим: павловопосадские шали все-таки шерстяные, теплые, что для южного человека немаловажно) и посредством хитрых узлов и драпировок сооружали из них национальные наряды немыслимой красы. Такие, что русские барышни тихо завидовали: «А мы-то думали, что это мы умеем носить шали и платки!..» Африканский и русский фольклор в этих самостийных дизайнерских изысках сочетался замечательно органично. Собственно, это свойство всех аутентичных народных традиций: при всей экзотичности они в общекультурном смысле универсальны. Как чай. Его пьют и англичане, и японцы. Всяк по-своему, а все равно вкусно.

Сергей МИРОНОВ

24

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость