21 Августа 2017
$59.36
69.72
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Молодых художников выставили на обозрение

Выставочный зал Тверского отделения Союза художников России на Советской, 54 с недавних пор стал городским культурно-выставочным центром. Изменение статуса, однако, пока каких-то других принципиальных изменений не принесло, одновременно с открытием центра в нем представили художественную выставку молодых тверских художников «Диалоги».

Выставочный зал Тверского отделения Союза художников России на Советской, 54 с недавних пор стал городским культурно-выставочным центром. Изменение статуса, однако, пока каких-то других принципиальных изменений не принесло, одновременно с открытием центра в нем представили художественную выставку молодых тверских художников «Диалоги».

Фактически это означает только одно: помещение вновь возвращается к жизни после довольно долгого периода, когда трудно было представить, что с ним станет и кто его займет. По этому случаю организаторы выставки придумали акцию под названием «Прорыв», она должна была ознаменовать сразу два события – открытие зала и собственно вернисаж. Происходило все это при большом скоплении народа, который с удивлением разглядывал дверь, ведущую в первый зал. Она была перекрыта не традиционной красной ленточкой, положенной в подобных случаях, а наглухо забрана бумагой, а сама линия прорыва перевязана бантиками.

Совершить, не побоюсь этого слова, исторический прорыв доверили студентам Тверского художественного училища имени Алексея Венецианова. Кому как не молодежи и открывать свою же собственную выставку?! Однако акционалисты оказались не по возрасту вялыми, без всякого намека на темперамент они не только что даже не впрыгнули через хлипкую ширму в пространство выставочных залов, но просто разорвали бумагу руками. Под такие же вялые аплодисменты публика забежала внутрь, оставляя за собой на полу куски рваной бумаги, разлетающейся под ногами. Одна из художниц, участниц выставки, завладела кусочком, и то ли серьезно, то ли с иронией сказала, что его теперь можно считать произведением искусства, вставлять в рамку и вешать на стену. Таких произведений с лихвой хватило бы каждому из присутствовавших, однако желающих приобщиться к высокому почему-то больше не нашлось. Даже несмотря на то, что материала оказалось в избытке, поскольку и дверь в третий, самый большой, зал тоже оказалась за бумагой. Здесь события повторились по уже известному сценарию.

Смысл акции «Прорыв» можно интерпретировать двояко. Ее можно понимать и как знак того, что художники наконец-то прорвались в родной зал, и как событие исключительно художественного свойства: мы, мол, молодые, мы, мол, совершим прорыв в искусстве. В этом, казалось, есть своя сермяжная правда, тем более что молодежных выставок в областном центре не проводилось девять лет. Причины перерыва, по словам председателя Тверского отделения Союза художников скульптора Евгения Антонова, не в том, что к творчеству молодых ослабело внимание, но организацию волновали «другие дела», а теперь «пришло время». К тому же выставка «Диалоги» – это своего рода парафраз Всероссийской молодежной выставки, которая прошла в Москве и на которой тверские художники также показывали свои работы.

Участие в «Диалогах» было ограничено возрастным цензом, формально тот художник, которому больше 35 лет, уже молодым не считается. Участниками выставки стали подающие надежды студенты и недавние выпускники училища имени Венецианова, а также художники, получившие профессиональное образование в других учебных заведениях. Одним словом, те, кто так или иначе будет влиять на состояние художественной ситуации в регионе. Некоторых из них начали поддерживать (и не только морально) прямо на вернисаже. Три студента Венециановки – Павел Соловьев, Анатолий Патерило и Александра Белякова – получили премии и подарки от Тверского отделения СХ, а Павла Соловьева ко всему прочему поощрили поездкой на живописный пленэр в Селижарово, который состоится в сентябре. Набираться опыта, так сказать.

Итак, три зала, более ста произведений живописи, графики, декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства. Как признался Евгений Антонов, подготовка выставки шла очень нелегко. Особенно, надо полагать, трудности возникли при формировании собственно молодежной части экспозиции, поскольку один зал полностью отдан уже маститым художникам. Здесь висят работы Бориса Федорова, Владимира Анисимова, Александра Кукушкина, Константина Федорова, Анатолия Войтова, Сергея Зыбина, Игоря Гусева, Анатолия Камардина, Галины Камардиной. Все они участвовали когда-то в подобных проектах, один из которых – «Зеленые яблоки» – наделал много шума, правда, случилось это больше двадцати лет назад.

Шума от современной молодежи много меньше. Что объяснимо, видимо, ориентацией многих ее представителей на своих старших коллег. По крайней мере почти дословные цитаты из Всеволода Солодова, Николая Дочкина, Андрея Савельева, не говоря уже об отсылках к Алексею Саврасову, просто бросаются в глаза – слишком уж они явные, ничем не прикрытые. А Шура Журавлева выступает на выставке не только как автор оригинальных портретов, но и как образец для копирования. Ее манеру тщательно повторяют некоторые молодые художники, и в одном контексте эти работы смотрятся весьма странно.

Живописный зал тоже оставляет странное впечатление. Рядом с добротными, но пока еще робкими реалистическими пейзажами помещены совсем невнятные работы. Шесть лет назад в этом же зале на такой же молодежной выставке (все-таки не девять!) подобные произведения подавались совсем необычно: некоторые вешались на окна и превращались в витраж, другие украшались бантиками и оловянными солдатиками и выглядели как откровенный китч. Который, однако, ни на что уже не претендовал. Я не говорю, конечно, что надо было искусственным путем заставлять картины «играть»: продуманная система развески произведений от этого бы просто «рухнула». К тому же, опять же по словам Евгения Антонова, «эксперимент базируется на мастерстве, традиции и духовности». Нынешние молодые художники, видимо, не готовы экспериментировать, продуцируя пока лишь консервативное искусство, не свойственное их возрасту.

Своеобразные смотрины, которые устроили начинающим художникам, оживляются в зале графики, хотя по логике экспозиции он ее и открывает. Здесь есть и неформальные решения, и интересная подача материала, и даже некоторые попытки оказаться на волне. Ведь только в таких условиях возможен диалог – с коллегами-сверстниками, мэтрами и зрителями.

Евгений ПЕТРЕНКО

19

Возврат к списку

В Тверской области прошел форум сельской молодежи ЦФО
Сегодня население небольшого поселка Мирный под Торжком на один день увеличилось на 151 человека. Именно столько начинающих врачей и учителей, выбравших работу в деревнях и весях, собралось здесь на форум сельской молодежи Центрального федерального округа. 
18.08.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость