23 Августа 2017
$59.04
69.59
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Сказки довременных лет

Удивительные кунштюки выделывает нынче наука история. Может быть, оно и к лучшему: можно забыть про единую генеральную линию, которой нужно соответствовать и под которую необходимо подгонять не только мысли, но и факты. Всяк исследователь имеет право на собственную интерпретацию имеющихся источников, благодаря чему история становится многовариантной.

Удивительные кунштюки выделывает нынче наука история. Может быть, оно и к лучшему: можно забыть про единую генеральную линию, которой нужно соответствовать и под которую необходимо подгонять не только мысли, но и факты. Всяк исследователь имеет право на собственную интерпретацию имеющихся источников, благодаря чему история становится многовариантной. Исследовать же можно по-разному. Тверской художник Всеволод Иванов посредством близких лично ему выразительных возможностей живописи творит миры. В рамках открывшейся на днях в музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной очередной персональной экспозиции «Русь древнейшая» публика имеет возможность побывать в очень и очень отдаленном прошлом.

Слово «побывать» здесь – не фигура речи, а самая что ни на есть точная констатация факта: Всеволод Иванов придерживается направления, которое искусствоведы определяют как «фантастический реализм». Художники такого рода пытаются (и небезуспешно) воплотить несуществующее и определить «неименуемое». Этот вид изобразительного искусства прочно завязан на литературный жанр фэнтези, в котором главный подвиг автора состоит не в тщательно выписанных характерах, тонком психологизме или головокружительной интриге. Прежде всего писатель-«фэнтезюшник» должен создать мир – живой, достоверный, настоящий настолько, что в нем можно жить. И ведь живут! Гениальность профессора Толкиена не в том, что он убедительно описал приключения хоббита Фродо и его друзей. Намного ценнее то, что посредством слова он сумел создать реальное Средиземье, в котором до сих пор естественным образом обитают тысячи «толкиенистов». Да и режиссер Питер Джексон, как бы ни ругали его сторонники чистоты жанра, сумел-таки воплотить этот мир уже чисто кинематографическими средствами.

Работающий в этом жанре живописец должен быть прежде всего обстоятельным. Именно потому, что он пишет несуществующую реальность, он пишет ее максимально достоверно, тщательно воссоздавая каждый листочек на дереве и каждую трещинку в бревне. Как правило, эта скрупулезность придает работам особое качество, сопоставимое с сакральным значением традиционного фольклорного орнамента. Эта педантичность в мелочах удивительным образом сочетается с общей масштабностью изображаемого ландшафта: здесь предпочтительны обширные равнинные дали, массивные горные цепи, а если уж постройки – то, без преувеличения, циклопические. И дальним фоном обязательно облака: грозноклубящиеся грозовые либо кучерявонебоскребные кучевые. Все эти исторически сложившиеся особенности жанра во многом нивелируют авторский почерк его адептов, как нивелируется стиль литераторов, «подсевших» на мир Толкиена. У писателей – все те же золотоволосые и очень мудрые эльфы, а также бородатые гномы с боевыми секирами. У художников – соответственно романтическая руина, декорированная прочими привходящими обстоятельствами. То, что «ценность руинированных построек заключается в их руинированности», сомнения не вызывает: именно этим постулатом руководствовались романтики, создавшие особый пейзажный жанр. Работы Всеволода Иванова полностью соответствуют всем канонам фантастического реализма, за исключением разве что руин – он предпочитает писать добротные «живые» здания.

В этом жанре художник работает давно, тверская публика несколько лет назад имела возможность видеть цикл его работ, посвященный Атлантиде. Нынешняя выставка – о древней Руси. Но не о той, которая описана в учебниках и научных трудах, находящихся в русле традиционной истории. Русь Всеволода Иванова – легендарная, былинная, сказочная. И потому красивая до невероятности. На полотнах художника – богатые процветающие города, красивые люди в ярких одеждах, загадочные дохристианские храмы и православные монастыри. Конечно, терема и храмы в этих городах куда монументальнее, чем известные нам образцы деревянного зодчества, – такие небоскребы строить из дерева все-таки рискованно. Но написаны они в точном соответствии с архитектурными традициями, которые художник изучал вдумчиво и старательно. Есть, впрочем, детали, которые несколько смущают. К примеру барабан, который поддерживает луковичную главку на храме, деревянным лемехом все-таки не крыли; да и барабанов такой высоты не возводили. Опять же, пятиглавые храмы – это никак не древняя Русь: так начали строить лет на пятьсот позже. Но это по большому счету неважно: реализм-то фантастический!

В эффектный фантастический ландшафт Всеволод Иванов вводит не только строения и обитающих в них реальных людей, но и мифологические персонажи. Так, сюжетным центром композиции «Плененный губитель русских» стал сказочный трехголовый ЗмейГорыныч, которого храбрые охотники изловили, как обычного волка, посадили в клетку и привезли в город, чтобы народ подивился. Впрочем, встречаются и персонажи не из традиционной, а из вполне современной мифологии. Так, визуальное воплощение обрела легенда о чудовище из озера Бросно Андреапольского района. Сочинили ее (будем все-таки оставаться скептиками) всего несколько лет назад два тверских журналиста, и она тут же «пошла в народ». Всеволод Иванов же отнес время действия на тысячу лет назад, на берегу Бросно вместо участников экспедиции центра «Космопоиск» появился отряд викингов – и придумка обрела историческую глубину.

Особняком стоит серия, посвященная Гиперборее – мифической стране, которую, собственно, никто не видел. И потому здесь художник не ограничивает свою фантазию, сочиняя пирамиды и другие не менее величественные сооружения. Особенно трогательны в сцене легендарного исхода ариев мамонты, по мысли художника использовавшиеся в качестве тягловой скотины. К каждой картине прилагается красиво распечатанное описание, разъясняющее, что именно хотел изобразить художник.

Тут стоит заметить, что в текстах, посвященных мифологической Руси, художник всегда использует понятие «русские». С чем большая часть приверженцев традиционной версии истории скорее всего не согласилась бы – специалисты относят окончательное формирование русских как единого народа чуть ли не ко временам Ивана Грозного. Впрочем, сейчас в исторической науке бытует немало нетрадиционных, иногда весьма экзотических версий. С одной стороны, академик Фоменко посредством математических методов, а Валянский, Калюжный и прочие участники проекта «Хронотрон» – с применением данных из истории науки, техники и экономики, а также просто здравого смысла значительно сокращают период исторического развития человечества. Всеволод Иванов же принадлежит к сторонникам романтических течений, которые, напротив, продлевают историю России в седую древность, в античность, возводят ее к легендарным Атлантиде и Гиперборее. Есть даже оригиналы, которые считают, что вообще всю историю человечества делали откуда-то взявшиеся русские. Академическая история относится к таким теориям, мягко говоря, иронически. Но, может быть, оно и неплохо, что на художников эта научная строгость не распространяется: жизнь от этого приобретает дополнительную глубину и сочность.

Наталья ЗИМИНА

7

Возврат к списку

В Тверской области прошел форум сельской молодежи ЦФО
Сегодня население небольшого поселка Мирный под Торжком на один день увеличилось на 151 человека. Именно столько начинающих врачей и учителей, выбравших работу в деревнях и весях, собралось здесь на форум сельской молодежи Центрального федерального округа. 
18.08.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость