29 Апреля 2017
$56.98
62.04
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Музыкальная графика

В преддверии сто пятого дня рождения великого русского певца Сергея Лемешева в музее Салтыкова-Щедрина открылась выставка «С.Я.Лемешев в творчестве И.Г.Кадиной».

В преддверии сто пятого дня рождения великого русского певца Сергея Лемешева в музее Салтыкова-Щедрина открылась выставка «С.Я.Лемешев в творчестве И.Г.Кадиной». Прошлым летом она экспонировалась в музее на родине знаменитого тенора в деревне Князево. В экспозицию вошло около сорока графических работ, сделанных в Большом театре в 1961 – 1974 годах, сейчас хранящихся в собрании дочери художницы Нины Юрьевны. Она и открывала выставку.

«Я начала очень давно рисовать то, что меня волнует, что потрясает, не выходит из памяти. И тогда желание «задержать мгновение, заземлить восторг» заставляло меня брать карандаш и краски. Нарисовав, я успокаивалась», – писала о себе Ираида Георгиевна Кадина. В шестнадцать лет ее всерьез взволновал «Царь Борис» – тогда этим спектаклем бредила вся просвещенная молодежь. Сейчас один из тех рисунков хранится в музее МХАТа. Впоследствии она рисовала вахтанговских актеров, английский шекспировский театр: «Была я знакома со всеми англий­скими Гамлетами – Полом Скофилдом, Джоном Гилгутом, Лоуренсом Оливье, Майклом Редгрейвом. Когда Охлопков ставил русского Гамлета с Марцевичем, меня пригласили помочь актеру в работе над ролью. В шутку я была известна как Шекспираида». Таковой она была в годы войны – тогда совсем молодая медсестра всюду возила с собой «Гамлета» на двух языках. Чем удивляла коллег так, что впоследствии в их рассказах скромный томик превратился в собрание сочинений на языке оригинала.

После войны Ираида Кадина поступила в архитектурный институт, где в то время случился подлинный ренессанс, душой которого и стала молодая художница, отмеченная многочисленными талантами: сама она говорила, что если бы не архитектура – она стала бы музыкантом. Впрочем, она им и стала – из-под ее пера вышло немало романсов. Но самым интересным было бы попытаться совместить изобразительное и музыкальное искусство. Ираида Кадина рисовала многих известных музыкантов: Мелик-Пашаева, Гилельса, Рихтера, лауреатов конкурсов имени Чайковского, в том числе и особо любимого ею американского пианиста Ван Клиберна. Но одним из самых важных «мгновений и восторгов» стал для художницы Сергей Лемешев. Тут стоит отметить главную особенность творческого метода Ираиды Кадиной: она не просто рисовала портрет, раскрывающий особенности личности конкретного человека, – она рисовала портретируемого каждый раз в разном сценическом образе, что многократно усложняло задачу, делая ее особенно интересной. В этих рисунках переплетаются личность портретируемого, рисунок роли и собственный взгляд художницы на любимые с детства образы. Ее Сергей Лемешев – это и Ленский в «Евгении Онегине», и Герцог в «Риголетто», и Альфред в «Травиате», и Герман в «Пиковой даме», и Вертер в одноименной опере Жоржа Массне, которую певец и поставил на сцене Большого театра. Сам он рисунками был очень доволен: «Научилась она в общем-то правильно меня видеть… У нее глаз хороший, рука точная и что-то в душе есть зоркое, трепетное для понимания меня». В этих листах действительно удивительным образом сочетаются летящая музыкальность штриха (особенно это заметно в мгновенных набросках-почеркушках) и точная выверенность формы, выдающая приученную к основательности и педантичности руку архитектора. «Музыкальной графикой» эти работы назвала Людмила Юга, сама склонная к суховатой точности рисунка.

Конечно, актеры и музыканты в обобщенных сценических образах лишь часть большого творческого наследия Ираиды Кадиной – архитектора-художника, кандидата наук, лауреата премии Совета Министров СССР, профессора кафедры монументальной скульптуры Строгановского училища, автора многих произведений монументального искусства, в частности, мемориальных комплексов павшим воинам Великой Отечественной – в числе последних ее работ мемориалы в парке Ховрино и на Богородицком поле под Вязьмой. Но эти небольшие графические листы не менее важны, чем монументальные комплексы – это вполне реальная память о том, «какая музыка была, какая музыка звучала…»

Наталья ЗИМИНА

14

Возврат к списку

Сегодня в Ржеве прошел областной день призывника
В воинской части 40963, где базируется соединение ПВО имени первого в стране трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, побывали более 300 молодых людей – учащиеся школ, профессиональных училищ и колледжей из разных городов и районов Верхневолжья.
28.04.201719:04
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию