23 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Как по-написанному

В галерее современного искусства «Аврора» открылась выставка художника из Санкт-Петербурга Олега Яхнина. Графику, иллюстрации к роману Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», портреты рассматривал корреспондент «ТЖ» и нашел, что столь масштабной выставки рисунка в Твери не было давно.

В галерее современного искусства «Аврора» открылась выставка художника из Санкт-Петербурга Олега Яхнина. Графику, иллюстрации к роману Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», портреты рассматривал корреспондент «ТЖ» и нашел, что столь масштабной выставки рисунка в Твери не было давно.

Атмосфера, царящая в особняке на улице Симеоновской, где находится «Аврора», всегда отличалась особенного качества камерностью, которая на этот раз сделалась и вовсе аристократичной. Виноват в этом, конечно, прежде всего сам Олег Яхнин, представивший в шести залах галереи свои графические работы, и они не только показывают зрителю какой-то совершенный, сложнейший изобразительный фокус, но и превращают экспозиционное пространство в единый связный текст, который и постигаешь, прогуливаясь по залам. Здесь нужно, наверное, сказать, что в принципе любая художественная выставка должна производить именно такое впечатление. Однако в случае с Олегом Яхниным оно становится самым главным, и от него никак нельзя избавиться.

Имя Олега Яхнина хорошо известно не только в нашей стране, но и за рубежом, он участвовал в 400 выставках, открыл сорок персональных экспозиций, проиллюстрировал более пятидесяти книг. Он член-корреспондент Академии гуманитарных наук, президент Международной академии графики, автор Международной биеннале графики, которая проводится в Петербурге, и международного фестиваля искусств «От авангарда до наших дней», а также целого ряда выставочных проектов. Готовя выставку в Твери, и сам художник, и хозяйка галереи «Аврора» Лариса Польшикова столкнулись с весьма серьезной проблемой, что выбрать для экспозиции. В результате решили сделать исключительно рисовальную выставку, которую условно можно поделить на несколько разделов. Границы между ними, впрочем, очень зыбки, что только подчеркивает эту условность, но вместе с тем еще и формирует индивидуальное лицо каждого зала.

Вот, скажем, зал, который – опять же условно – можно назвать петербургским. Миф города на Неве художник творит отнюдь не с помощью пейзажей, как можно было бы предположить, а отдает предпочтение портрету. Причем в художественном мифотворчестве Олега Яхнина наблюдается своеобразная двойственность: портрет Пушкина рифмуется с портретами его предка Ганнибала и супруги Натали Гончаровой, которая в отличие от Анны Керн для Пушкина – «чистейшей прелести чистейший образец». Рядом с ними изображения двух друзей – Вяземского и Жуковского, а также портреты двух литераторов – Анны Ахматовой и Федора Достоевского и двух императоров – Николая I и Петра I. Историческим и литературным ассоциациям здесь предоставляется полная свобода. Жуковский, подаривший Пушкину после выхода его «Руслана и Людмилы» свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя», и Достоевский с его мрачной атмосферой Петербурга, Николай I с обвисшими, словно мокрыми, усами, и стихотворение Пушкина «Пророк», Анна Ахматова, написавшая книгу «Мой Пушкин», и так далее. Завершает общую картину акварель «Мистический Петербург» с наложенными друг на друга видами города. Быть может, в этом ряду кого-то не хватает – например, Гоголя, который пришелся бы к месту, но, возможно, его портрет и был на выставке Олега Яхнина «Пушкин и другие», прошедшей в музее поэта.

Особняком стоит та часть экспозиции, которая посвящена иллюстрациям к роману Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», вышедшем в прошлом году в питерском издательстве «Вита–Нова». Это, конечно, далеко не первая работа Олега Яхнина в качестве книжного графика, вспомним, что он проиллюстрировал полсотни литературных произведений – Грина, Чуковского, Тита Ливия, Гете, Набокова, Шекспира. В «Авроре» выставлено несколько работ из цикла «Химеры» – рисунки, выполненные художником к поэме в прозе Шарля Бодлера «Каждому своя химера». Как у Бодлера каждый путник нес на спине свою Химеру, так и в совсем свеженьких иллюстрациях к роману Кизи каждый из героев наделен своим собственным и неповторимым «ку-ку».

Все персонажи романа знакомы многим прежде всего по одноименному фильму 1975 года с Джеком Николсоном в главной роли. Естественно, у Яхнина ничего общего с экранными образами нет. Глядя на его иллюстрации, думаю, надо вообще абстрагироваться от литературного текста и идти именно от рисунков, которые, конечно, произведение иллюстрируют, но и создают свой собственный мир обитателей сумасшедшего дома. Герои, создаваемые художником, кажется, вовсе не нуждаются в дополнительной мотивировке, потому как их внешность – лучшее свидетельство психической неполноценности. Макмерфи, например, сущий неандертальц с рыжими лохмами, грубыми чертами лица и огромным носом. Даже медсестра клиники выглядит так, как будто бы над нею только что проводили «оздоровительные» процедуры.

Особенно бросаются в глаза, простите за каламбур, огромные навыкате глаза персонажей Кена Кизи. У людей, реальных или вымышленных, которых рисует Олег Яхнин, глаза именно такие – удивленные или пустые, восторженные или грустные, усталые или метающие молнии, но всегда большие. Все они по-разному смотрят на мир и на зрителя, а художник смотрит на них – он словно бы подсматривает за жизнью этих людей и переносит их изображения на бумагу, совершенно не спрашивая на то разрешения самой модели. В результате получается непредвзятое исследование личности, даже такой, к примеру, как хроник Ракли. С технической точки зрения рисунки Олега Яхнина по своему изобразительному языку очень напоминают гравюру, но сделаны с помощью туши и пера, и виртуозность исполнения делает их еще более эффектными. То же самое можно сказать и о сюжетных работах, посвященных роману Кена Кизи. В них связь с литературным источником выражена включением в композицию фрагментов из книги: «Схоронился в чулане для тряпок, слушаю сердце в темноте и стараюсь не испугаться». Но даже в таких случаях последнее слово все равно остается за рисунком, который можно читать так же, как хорошую книгу.

Евгений ПЕТРЕНКО

54

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя вручил награды защитникам Отечества
«…Слова всем словам в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь» - звучали сегодня в областном драмтеатре хрестоматийные строки Вадима Шефнера. Прекрасные стихи. И все же те, кто пришел сюда в канун Дня защитника Отечества на торжественное собрание могли бы немного с ними поспорить. Для этих людей Родина, Честь, Достоинство, Мужество, не просто слова – смысл жизни.
22.02.201720:17
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию