27 Мая 2017
$56.76
63.67
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Блажит, кто чувствует

Вышневолоцкий драматический театр показал на сцене Тверского ТЮЗа спектакль «Блажь». Однодневные гастроли прошли в рамках празднования 110-летия вышневолоцкой драмы, которое отмечается в этом году, к этой дате, собственно, и была приурочена премьера постановки главного режиссера Владимира Коломака. Отбросив все мысли о пляже, корреспондент «ТЖ» поспешил на «Блажь».

Вышневолоцкий драматический театр показал на сцене Тверского ТЮЗа спектакль «Блажь». Однодневные гастроли прошли в рамках празднования 110-летия вышневолоцкой драмы, которое отмечается в этом году, к этой дате, собственно, и была приурочена премьера постановки главного режиссера Владимира Коломака. Отбросив все мысли о пляже, корреспондент «ТЖ» поспешил на «Блажь».

«Блажь» – это уже третий спектакль Вышневолоцкого театра, который увидели жители областного центра в последнее время: после «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова (на сцене театра драмы) и итальянской комедии «Море любви» (в ТЮЗе) настало время классической драматургии Александра Островского. Впрочем, на афише рядом с его именем стояло имя П. Невежина, что некоторых несколько смутило. Хотя для смущения причин никаких не имелось.

Островский, успевая писать каждый год одну, а иногда и несколько пьес и создавший 47 сочинений для театра, не отказывался работать в соавторстве. Так что Петр Михайлович Невежин – один из них. Как, например, Соловьев, с которым драматург сочинил несколько пьес. Бывший офицер Петр Невежин дебютировал в литературе именно с «Блажью». Молодой писатель принес пьесу в театр, но ее забраковали и ставить отказались. Ему ничего не оставалось делать, как обратиться за советом к уже известному в литературе и театре человеку.

Александру Островскому в 1881 году было 58 лет. Уже написаны «Свои люди – сочтемся», на сцене Московского Малого театра поставлена пьеса «Не в свои сани не садись», уже издан двухтомник сочинений, о котором комплементарно высказался Добролюбов, уже есть и «Бешеные деньги», и «Лес», и «Горячее сердце», и «Последняя жертва», и «Бесприданница»… Одним словом, сорокалетний Невежин знал, к кому обращаться за советом. Островский принял участие в окончательной обработке «Блажи», вовсе не посчитав просьбу блажью начинающего драматурга. С тех пор эта пьеса идет в театрах под двумя фамилиями. Не так часто, как другие произведения Островского, но все-таки идет.

Надо полагать, что незатасканность материала и обратила на себя внимание главрежа Вышневолоцкого драматического театра Владимира Коломака. И исходил он, надо думать, занимаясь постановкой «Блажи», из слов самого Островского, который говорил о зрителе: «Пусть видят себя и радуются». Сказано это было, конечно, несколько по другому поводу, однако в данном контексте мысль драматурга также более чем уместна. Потому как радоваться есть чему.

Уже название пьесы к тому располагает, предлагая возможные режиссерские интерпретации. По Далю, блажь – это и дурь, и упрямство, и временное помешательство, сумасбродство, и мечты, и несбыточные мысли и желания. Какое слово сделать ключевым для характеристики героини пьесы Серафимы, вместе с двумя сестрами владеющей имением своего усопшего отца и до безумия влюбленной в своего хлыща-управляющего, который, пользуясь расположением хозяйки, не только обкрадывает ее, но почти доводит до разорения? Серафиму Давыдовну Сарытову играет Тамара Павлова. Вначале она едва ли не романтически настроенная барышня изрядного возраста тайком встречается со Степаном Григорьевичем Баркаловым, и каждое их свидание заканчивается непременным вальсом. Так они танцуют раза три на протяжении всего спектакля. Судьба младших сестер Серафимы – Ольги и Насти – меж тем грозит скатиться куда-нибудь к «Бесприданнице», а попечительнице и дело до этого нет, ибо все мысли ее заняты молодым прохвостом.

Управляющий же (Алексей Чемичаков) тот еще тип. Мало того что воспользовался грустным настроением Серафимы, так он успел клинья подбить и к Ольге (Анастасия Волоцкая), и даже к Насте (Оксана Волгина), в общении с которой, правда, ограничивается заигрыванием. Спектакль начинается с того, что Баркалов отнимает у Насти письмо от сестры и прячет его себе в брюки, причем в такое место, которое целомудренная барышня Настя, читающая «Бедную Лизу», не то что потрогать не посмеет, а вообще отведет невинный взгляд. Теперь становится понятно, отчего у Серафимы в мозгах наблюдается известное смущение.

Что-то неладное творится, впрочем, со всеми героями. Они беспрерывно мечутся по сцене, разговаривают на повышенных тонах и, к примеру, для того чтобы сказать друг дружке пару слов, долго выбирают место. Толику здравомыслия вносит появление тетки сестер Прасковьи Антоновны Бандыревой (Таисия Назарова) – этакого мужика в юбке, суровой и властной. Однако ни она, ни тем более ее муж Семен Гаврилович (Юрий Назаров), выглядящий сущим подкаблучником с потенциальным апоплексическим ударом, с наглым управляющим ничего сделать не в силах. Равно как с прихотью и блажью своей племянницы. Впрочем, выход, как всегда, находится. Прасковья Антоновна поступается своими суровыми принципами, переодевается в светлое платье с рюшечками и переманивает соблазнителя в свое имение. На должность управляющего, разумеется. И оставляет ни с чем смешно картавящего ростовщика Лизгунова (Евгений Красных), который надеялся жениться на Ольге, и попрошайку, сплетницу и жадную до чужого имущества Гурьевну (Наталья Моисеенко), надеявшуюся пристроить своего воспитанника Митрофана (Руслан Бадозюк) управляющим в имение Сарытовых.

Вроде бы все довольны и счастливы, однако Серафима определенно от своей пагубной блажи не избавилась. Когда все уезжают, несколько минут она сидит в рухнувшей беседке, грустно гладит пухленького амура, статуя которого украшает нечто вроде небольшого бассейна, и, кажется, испытывает какое-то мазохистское наслаждение от рухнувших надежд на последнюю, быть может, любовь в своей жизни. Так и ждешь, что она произнесет нечто из репертуара Фирса, но никаких слов не звучит. Тут бы и написать: «Занавес» – человеческая история рассказана, мелодрама сыграна, однако скрытые от зрительского взора будущие события навевают отнюдь не счастливые мысли. А ну как обернувшаяся из воительницы в соблазнительницы Прасковья Антоновна не устоит перед чарами своего нового, молодого и пылкого управляющего? Тоже начнет блажить, не справившись со своими желаниями, о которых давно и думать забыл ее муж, мечтающий лишь о послеобеденном сне и одышливо шалящий с племянницами. Чувство, особенно любовное, грозит и «дурью», и «временным помешательством», и «бредом». Об этом, думается, и ставил свой спектакль Владимир Коломак.

Евгений ПЕТРЕНКО

30

Возврат к списку

Студент из Твери стал призером Национального чемпионата WorldSkills Russia 2017
«Третье место в компетенции «Графический дизайн» занял Максим Косточкин, студент Тверского технологического колледжа!» - объявили организаторы очередного победителя финала V Национального чемпионата WorldSkills Russia 2017. За своей заслуженной наградой он не шел – летел. 
26.05.201719:56
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию