24 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Это сладкое слово «свобода»

В музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной на днях открылась 32-я областная выставка работ художников-любителей, организованная областным Домом народного творчества.

В музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной на днях открылась 32-я областная выставка работ художников-любителей, организованная областным Домом народного творчества. В отличие от прежних выставок, которые, как правило, были тематическими, при формировании нынешней ее организаторы поставили во главу угла творческую свободу как основополагающий принцип и назвали экспозицию «Творить по правилам и без…»

Надо сказать, что деление творческих людей на профессионалов и любителей во многом условно. Как сейчас решить, к какой категории отнести врача Чехова или химика Бородина, которые в итоге стали классиками русской культуры? Всяк имеет право на творческое самовыражение, а дальше оценивать предстоит зрителю, искусствоведу, историку. Самодеятельное творчество предполагает известную широту взглядов, которую экспозиционеры постарались некоторым образом классифицировать, дабы определить хоть какие-то рамки и точки отсчета. Это, надо сказать, задача не из легких, поскольку в нынешней экспозиции представлено более 350 произведений ста пяти авторов разного возраста, социального статуса, творческих предпочтений и профессиональной подготовленности. С известной долей условности живописцев (именно они составили подавляющее большинство) поделили на три категории.

С людьми, которые получили серьезное художественное образование, но по каким-либо причинам оставили занятия искусством лишь в качестве хобби, все достаточно просто. В свое время они освоили определенные профессиональные навыки, и теперь речь идет лишь о том, насколько соответствуют друг другу оригинальность замысла и мастерство его воплощения. Здесь критерии оценки по большому счету не должны различаться вне зависимости от того, чем именно человек зарабатывает себе на хлеб.

Существует, впрочем, множество и дилетантов – кто-то в детстве окончил художественную школу, кто-то занимался или занимается в изостудии, кому-то повезло брать уроки у признанных мастеров. А кроме этого есть целый пласт художественной культуры, называемый наивным искусством, – его представители существуют вне каких-либо школ, течений и направлений и пишут, по весьма меткому выражению куратора выставки Галины Завгородней, «как Бог на душу положит». Она же, кстати, произвела слово «наивный» в этом контексте от слова «наитие». В образцах истинно наивного искусства действительно есть некое очарование, которое сродни энергетике детского рисунка: таким художникам, благодаря или вопреки полному игнорированию всяких законов построения изображения, иногда удается исключительно точно передать прежде всего эмоциональное состояние. Таковы, к примеру, «Иконописец» и «Свадьба» нелидовской художницы Кузнецовой – ее работы высоко оценила ответственный секретарь Союза художников России Марина Сафонова. «Свадьба» напрямую вызывает ассоциации с традиционным жестоким романсом: «На ней было белое платье, венок был приколот из роз…» Причем никакого иронического контекста здесь не предполагается – все всерьез и при полном накале чувств.

Впрочем, в очень многих выставленных работах искренности и чистоты души, о которых говорили, открывая выставку, ее организаторы, обнаружить не удалось. Зато стремления «сделать красиво» сколько угодно. Понятно желание человека, увидевшего что-то впечатляющее, перенести это на холст (бумагу, картон, оргалит). Но ремесленных навыков, той самой живописной школы, которая, собственно, и дает свободу творческого самовыражения, категорически не хватает. Эффект достигается за счет использования, без преувеличения, радикального колорита: выставки самодеятельных художников всегда отличались буйством красок. Иногда можно, впрочем, использовать и находки классиков: в одной из работ отлично читается знаменитая левитановская «Аллея». Но какова интерпретация, какие оттенки желтого!

Эта выставка – по крайней мере, ее живописный раздел – наглядно показывает два способа понимать слово «свобода». Художники, которых принято называть профессионалами, для того и подчиняются многочисленным законам и правилам построения изображения: эти правила предоставляют «свободу для…». Человек, владеющий ремесленной составляющей любого вида искусства, волен сознательно выбирать и применять определенные техники для того, чтобы по возможности полно выразить задуманное. «Свобода от…» же может, конечно, произвести впечатление. А может и не произвести – в том случае, если «не получилось». Что предпочтительнее – решает в итоге, конечно, зритель.

Наталья ЗИМИНА

10

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Пожар в Детской областной клинической больнице в Твери обошелся без жертв
Возгорание произошло в первом часу ночи, 24 февраля. Огнем занялась кровля детской областной больницы, что на улице Степана Разина в столице Верхневолжья. Слава Богу, никто из детей и персонала не пострадал.
24.02.201713:34
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию