20 Ноября 2017
$59.63
70.36
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Нить длиной в полтора века

На днях в подмосковной усадьбе Большие Вяземы открылась выставка «Домоткановская нить», посвященная расположенному недалеко от Твери музею-усадьбе Домотканово и его последним владельцам – семье Дервизов.

На днях в подмосковной усадьбе Большие Вяземы открылась выставка «Домоткановская нить», посвященная расположенному недалеко от Твери музею-усадьбе Домотканово и его последним владельцам – семье Дервизов.

Музейный комплекс «Большие Вяземы» входит в состав Государственного историко-литературного музея-заповедника Пушкина, так же как и расположенное по соседству имение Марии Алексеевны Ганнибал Захарьино. От большой усадьбы здесь сохранился дом с двумя флигелями и храм XVI века, расположенные на небольшой территории, которую вплотную обступают многоэтажные дома, заводы и прочие реалии современного Подмосковья. Принадлежность музея к пушкинской тематике наглядно обозначена сразу двумя абсолютно одинаковыми бюстами великого поэта – один встречает гостей на въезде, второй установлен в центре небольшого регулярного парка. В главном доме, который представляет собой почти эталонный образец раннего классицизма, сейчас выставлены экспонаты из коллекции недавно сгоревшего музея в Муранове, под домоткановскую экспозицию отведен один из флигелей.

Выставка «Домоткановская нить» организована Пушкинским музеем в рамках долгосрочного проекта «Русская усадьба», согласно концепции которого история известных поместий рассматривается через призму и в контексте судеб живших там людей. Домотканово в этом смысле исключительно интересно, поскольку стараниями последнего его хозяина Владимира фон Дервиза весьма скромная в историко-архитектурном смысле усадьба превратилась в своего рода «дом творчества», сравнимый в масштабах области если не со знаменитой «Академичкой», то с дачей Бялыницкого-Бирули «Чайка».

История Домотканова восходит к XVII веку, однако до конца XIX века это было одно из многочисленных скромных поместий. До тех пор пока в 1886 году его не купил Владимир фон Дервиз – представитель весьма состоятельной и влиятельной семьи. Достаточно сказать, что его отец Дмитрий Григорьевич был обер-прокурором Сената и членом Государственного совета, дядя Павел Григорьевич – крупным финансистом и железнодорожным магнатом. Дервизы всегда серьезно занимались благотворительностью, в том числе и по части изящных искусств – так, один из двоюродных братьев Владимира Дмитриевича взял на себя основные расходы по приобретению и установке органа в Большом зале Московской консерватории. Он же при участии архитектора Шехтеля построил городскую усадьбу на Садовой-Черногрязской, где собрал большую художественную коллекцию.

В общем, интерес Владимира Дмитриевича к изобразительному искусству представляется вполне естественным. Уже в пятнадцать лет он брал уроки у художника Флоранса, а потом, уже в Петербурге, занимался акварелью под руководством Премацци. Впрочем, следуя семейной традиции, тогда же он поступил и в Училище правоведения. Но уже в то время было очевидно, что юристом Владимир фон Дервиз быть не собирается. Сразу после окончания училища он поступил в Академию художеств в класс знаменитого рисовальщика Чистякова – кстати, уроженца Бежецка. Именно там он познакомился и подружился с Валентином Серовым и Михаилом Врубелем – что, собственно, и определило весь ход его дальнейшей жизни и место в истории искусства.

В 1885 году Владимир женился. На кузине Валентина Серова Наде Симонович, с которой познакомился в доме его тетушки Аделаиды Семеновны – в самом прямом смысле «классной дамы», педагога, издательницы журнала «Детский сад» и создательницы первого в России детского сада. Через четыре года сам Серов женился на воспитаннице Симоновичей Ольге Трубниковой. Брак Врубеля с сестрой Нади Машей не получился (Машу сейчас мы знаем как «Девушку, освещенную солнцем»), а вот младший брат Владимира Валериан связал свою жизнь еще с одной сестрой – Лялей. Так и сложился «домоткановский круг».

Экспозицию составили как художественные произведения (в частности, написанные Серовым портреты «домоткановцев»), так и множество документов, фотографий, мемориальных вещей. Есть там, к примеру, несколько номеров того самого журнала «Детский сад». Фотография же – совершенно отдельная песня: «домоткановцы» занимались этим видом изобразительного искусства вдумчиво, с любовью и на профессиональном уровне. Они не просто отсняли саму усадьбу и ее окрестности со всех возможных точек и во все времена года. В экспозиции представлены еще и стереофотографии – ныне практически забытая, но исключительно эффектная штука. По сути это две фотографии одного и того же объекта, снятые с той разницей, с какой воспринимают его два человеческих глаза по отдельности. Потом эти две карточки помещаются в специальный аппарат – стереоскоп, который позволяет совместить их в одну объемную картинку. Все фотографии Домотканова тщательно задокументированы, на них нанесены точные даты. Здесь же представлен и стереоскоп – изящно отделанный деревянный ящик. Жаль, стоит он в стеклянной витрине, и заглянуть в него нельзя.

Нашлись в экспозиции и самые настоящие открытия. Каждый, наверное, в детстве забавлялся настольными играми, где ходы определяются посредством кубиков. Кто бы мог подумать: принцип такой игры был придуман и разработан Симоновичами (надо полагать, не без участия той самой «классной дамы» Аделаиды Семеновны), и даже запатентован. А самым первым игровым полем был план усадьбы Домотканово, тоже выставленный в экспозиции.

Если Владимир фон Дервиз стал началом «домоткановской нити» (говорил ведь ему любимый учитель Чистяков, что в любом случае, несмотря ни на что, он все равно вернется в искусство), то сейчас ее продолжает Григорий Дервиз (уже без приставки «фон») – внучатый племянник Владимира Дмитриевича, внук его младшего брата Валериана. Художник-монументалист Григорий Георгиевич начинал учиться в Московском институте прикладного и декоративного искусства, а после его ликвидации (институт сочли «вместилищем и гнездилищем формализма») перевелся в «Строгановку». Он сделал около трех десятков крупных работ, в том числе станцию метро «Кузьминки», главный портал и интерьеры Дворца пионеров на Воробьевых горах, мозаики и рельефы гостиницы «Москва». Занимается он и станковой живописью, и графикой, и совершенно экзотическими вариантами вечных материалов – в этой экспозиции представлены его витражи и композиции, сочетающие в себе дерево и горячую эмаль.

Домотканово Григорий Георгиевич воспринимает как родное место – может часами водить интересующихся по окрестностям и рассказывать, рассказывать, рассказывать… Причем делает это очень шустро и энергично – угнаться за ним бывает весьма непросто. Родился он, между прочим, аж в 1930-м. Но называть его «дедом» как-то даже язык не поворачивается. Уже потому, что знакомится он приблизительно так: «Привет! Я – Гриша!» Ну что тут скажешь?.. Сухощавый, быстрый, с бородкой весьма специфической формы, Григорий Георгиевич более всего похож, пожалуй, на скандинавского шкипера. Его вполне можно представить на корме классического скандинавского драккара. Причем молодые шкафообразные викинги преклонялись бы перед его мудростью и считали бы морским божеством – такой проведет корабль через любые мели. Домотканово, конечно, от морей далеко. Всей воды там – каскадные пруды и чистейший ручеек, который облюбовали выдры и бобры. Но по большому счету чем не корабль? Немногим усадьбам Тверской области так повезло: есть человек, который естественным образом считает это место своим. И есть еще немало людей, которые считают примерно так же, а потому помогают чем могут. Стало быть, этому кораблю еще плыть и плыть, а домоткановской нити соответственно виться и виться…

Наталья ЗИМИНА

63

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость