27 Марта 2017
$57.42
61.86
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Режиссер провел весь спектакль на нарах

В Тверском театре юного зрителя сыграли премьеру спектакля по классической пьесе Максима Горького «На дне». Трехчасовое подглядывание за жизнью обитателей ночлежки еще лучше поможет современным школьникам понять, сколько нужно употребить спиртного, чтобы выдавать философские сентенции о гордом человеке.

В Тверском театре юного зрителя сыграли премьеру спектакля по классической пьесе Максима Горького «На дне». Трехчасовое подглядывание за жизнью обитателей ночлежки еще лучше поможет современным школьникам понять, сколько нужно употребить спиртного, чтобы выдавать философские сентенции о гордом человеке.

Спектакль, поставленный Вячеславом Лымаревым, выдержан в традициях психологического театра – все добротно и грамотно. Декорации выстроены почти по ремаркам Горького, с единственной разницей – нет каменных потолочных сводов да грязи чуть меньше, чем бы положено по тексту. Поэтому требование Василисы подмести выглядит совсем неуместным: зачем мести пол, если и так чисто? В центре стоит большой стол, а почти у самого задника сцены виднеется хлипкая лестница, которая ведет куда-то наверх и завершается конструкцией – нечто вроде клетки. Сама экспозиция не привносит ничего кардинально нового: нары по стенам, Клещ подбирает ключи к старым замкам, Сатин рычит, Бубнов шьет, Анна стонет и кашляет. Герои много говорят и спорят, устраивают пьяные и не очень диспуты, без которых социально-психологическая драма и не драма вовсе.

Сейчас трудно представить, как выглядели «картины» Горького в 1902 году в Московском Художественном театре, когда пьесу поставили Станиславский и Немирович-Данченко. По тому времени пьеса «На дне» была актуальным сочинением, не случайно спектакль пользовался огромным успехом. Постановочная группа нынешней тверской версии, впрочем, также считает свой спектакль актуальным: «нужно ли стремиться стать Человеком с большой буквы или опустить руки и плыть по течению, ведь чаще всего за бортом жизни оказываются именно те, чья благородная натура не способна принять жесткие социальные условия современности». Трудно, конечно, поверить, что герои спектакля – натуры благородные, но то, что они не могут принять жесткие социальные условия, несомненно. Другое дело, как бороться с ними, этими условиями, и, следовательно, как жить.

Странник Лука (Александр Романов) врет и не краснеет. Но его утешительная ложь, должная пробудить в человеке лучшее, играет с собеседниками злые шутки – организм Актера (Игорь Лебедев), носившего когда-то имя Сверчков-Заволжский, теперь совершенно отравлен алкоголем, и утешение свое он находит в петле. Анне, больной туберкулезом, странник внушает веру, но говорит, что «там» ничего не будет, и его всеутешительность разрушается вскриком Анны: «Господи!». Притча Луки о праведной земле не выдерживает никакой критики, но Пепел (Андрей Иванов) почему-то надеется найти в Сибири, куда его отправляет странник, счастье. Причем вместе с Варварой или ее сестрой Наташей. Варваре (Алла Крылова) слова Луки ни к чему: она сама способна понять, чего она хочет в жизни. Потому что она «зверь-баба», все видят, как она злобствует.

Впрочем, спектакль, в котором режиссер играет Бубнова (этому герою вроде бы ничего не нужно, и почти все время он проводит на нарах), показывает: жизнь иллюзорна и бессмысленна. Все события ее либо в прошлом, либо в будущем. Главное же решить для себя: свободен ли человек от обстоятельств. Герои спектакля таковыми не выглядят, потому что ночлежка для них – тюрьма, а «дно» – это не просто социальный статус, но прежде всего определенное состояние. Лука говорит: будет лучше, если захочешь. Сатин (Сергей Коноплев), согласно Горькому, исповедует свободу воли, умение выбирать и платить, быть гордым. Но взгляды свои этот «будущий человек» излагает при обстоятельствах весьма сомнительных.

На сцене очень убедительно показывают, сколько пришлось выпить Сатину, чтобы произнести свой знаменитый монолог: «Человек! Это звучит гордо!». При этом он снимает с нар запьяневшую, с размазанной по лицу помадой, плачущую Настю, сажает ее на плечо, как первоклассницу на первом звонке, и несет, пошатываясь, к «пиршественному» столу. Ирония, приобретающая здесь какие-то гиперболические формы, сводит на нет всю торжественность и пафосность момента. Что объясняется, возможно, и позицией Горького, который отвергал, особенно в ранний период, ницшеанскую личность, поскольку сверхчеловек всегда презирает другого.

Герои пьют и в пьесе Горького (было время, когда пьянство на сцене становилось поводом для снятия спектакля из репертуара ТЮЗа): «Пред ними бутылка водки, три бутылки пива, большой ломоть черного хлеба» – и поют песню, которую портит известие о самоубийстве Актера. Настя истерично кричит: «Зачем же мы живем?», а Лука ей отвечает: «Для лучшего», а потом хихикает. А Барон (Михаил Хомченко), всю жизнь менявший наряды с лучшего на худший, лезет по лестнице, видимо, надеясь, что именно там, наверху, при свете, его и ждет обещанное. Только перекладина ломается, клетка падает, откидывается вниз, запирая персонажей и словно консервируя состояние, к которому они давно привыкли.

Петр РУЧНИКОВ

8

Возврат к списку

Вода идет | Тверской регион готов к прохождению весеннего паводка
Лед на реках Верхневолжья вот-вот тронется. Паводок – дело серьезное, встречать его надо во всеоружии. И, как сообщают в оперативном штабе Главного управления МЧС России по Тверской области, к нему уже готовы и люди, и техника.
24.03.201722:44
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию