24 Мая 2017
$56.56
63.62
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Медиация: искусство спора без проигравших

В конце прошлой недели в администрации Президента России прошла международная научно-практическая конференция «Школьная медиация», на которую съехались специалисты в области медиации из Германии, России, а также представители образовательных учреждений городов Центрального федерального округа.

В конце прошлой недели в администрации Президента России прошла международная научно-практическая конференция «Школьная медиация», на которую съехались специалисты в области медиации из Германии, России, а также представители образовательных учреждений городов Центрального федерального округа. Конференция была проведена аппаратом полномочного представителя президента в ЦФО совместно с Научно-методическим центром медиации и права.

Медиация – это способ разрешения конфликта, при котором обе стороны спора остаются довольны результатом. «Медиация» происходит, вопреки первому впечатлению, вовсе не от «медиа», а от латинского слова со значением «середина, посредник, выбор среднего пути». Суть ее полностью отвечает историческому корню: в решении спора методом медиации неизменно присутствует третье независимое лицо – медиатор.

Участников конференции приветствовал заместитель полномочного представителя президента в Центральном федеральном округе Николай Макаров. Он говорил о важности медиации в российских школах ввиду повышения правовой культуры среди населения. По мнению Макарова, новый способ разрешения конфликтов пошел бы на пользу как самим школьникам, так и преподавателям.

Не все собравшиеся на конференции сразу поняли, что же такое медиация. Поэтому выступавшие не раз приводили примеры. Самым ярким и излюбленным среди медиаторов является пример с апельсином. Его озвучила юрист-медиатор из Германии Петра Падберг. Два мальчика делили апельсин. В момент, когда спор дошел почти до драки, мимо проходила воспитательница. Она начала выяснять, для чего мальчикам апельсин и как его разделить. Оказалось, что одному нужна кожура, чтобы добавить ее в выпечку, а другому – мякоть, чтобы выдавить сок. Но в пылу спора никому из них и в голову не пришло задаться вопросом: зачем другому апельсин? Таким образом обе стороны конфликта полностью удовлетворили свои потребности благодаря усилиям медиатора-воспитателя. Если бы они разделили апельсин на две равные доли, то каждый из спорщиков удовлетворил бы свои чаяния только наполовину. В этом и состоит суть медиации: разрешить конфликт, не ущемив интересы ни одной из сторон.

Практика медиации, по словам Петры Падберг, зародилась в древнем Китае, а сейчас активно используется в США и Европе. Основное ее применение – досудебное разрешение споров. «Сегодня стало слишком много конфликтов, которые стороны стремятся разрешить в суде. Порой они недостаточно серьезны и могут быть сняты еще до судебного разбирательства, – рассказала Петра Падберг. – Применять метод медиации можно и в решении конфликтов среди школьников. Этот способ дает не только хороший результат, но и учит понимать сторону противника, не терять собственного достоинства в процессе разрешения спора, а главное – осознавать и свою долю в конфликте».

Германия, как показала конференция, довольно активно применяет метод медиации в школе. Как рассказала школьный медиатор Рене Квест, во многих учебных заведениях созданы отряды медиаторов-школьников: «Школьники должны знать, что конфликт можно разрешить мирным путем. А значит, они всегда должны помнить, что им есть к кому обратиться за помощью». Школьники в группах по 13–20 человек учатся примирять конфликтующие стороны, а по окончании курсов они получают специальное свидетельство школьника-медиатора. Почему важно вводить медиацию именно в школе, пояснила Рене Квест:

– Общеобразовательные заведения как нельзя лучше отражают модель общества и его тенденции. А насилие, как правило, вырастает из скрытых конфликтов. Важно показать детям механизмы их разрешения.

По мнению российской исследовательницы доцента кафедры педагогической психологии Московского психолого-педагогического университета Марины Хазановой, мадиация позволяет удовлетворять базовые потребности ребенка: это потребность в безопасности, в уважении окружающих и самоуважении.

В завершение конференции Николай Макаров сообщил собравшимся, что в скором времени метод медиации будет распространен на региональные общеобразовательные учреждения. Соответствующий документ уже подписан полномочным представителем президента в Центральном федеральном округе Георгием Полтавченко.

Анна ЩЕЛКАНОВА

10

Возврат к списку

Крупнейшие компании России идут делать бизнес в Тверской области
На этой неделе в Верхневолжье открылся новый операционно-логистический комплекс. Объем вложенных в него инвестиций – 1,5 млрд рублей.

23.05.201717:18
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию