28 Марта 2017
$57.02
61.96
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Баха закрыли Шубертом

Во вторник в Тверской филармонии завершился XV Международный фестиваль музыки И.С. Баха. За три недели состоялось пятнадцать концертов, которые посетили около пяти тысяч зрителей.

Во вторник в Тверской филармонии завершился XV Международный фестиваль музыки И.С. Баха. За три недели состоялось пятнадцать концертов, которые посетили около пяти тысяч зрителей. Тема форума – «И.С. Бах и музыка немецкого романтизма» – в заключительном концерте была заявлена двумя баховскими концертами и сонатой Шуберта, в обоих сочинениях солировал Константин Лифшиц.

Когда Роберт Шуман писал о том, что мир должен узнать, что в нотных шкафах Берлинской консерватории заботливо хранится в рукописях бесчисленное количество произведений Баха, он как в воду глядел: наставления не забывать баховское наследие, данные последующим поколениям музыкантов, даром не пропали. Пятнадцать лет назад фестиваль музыки Баха в Твери казался делом почти безумным. Однако, задуманный в одной из пражских гостиниц, он оказался таким фестивалем, которого слушатели с нетерпением ждут. В этом большая заслуга патриарха органной музыки Гарри Гродберга – постоянного участника тверского баховского форума, не только организовывавшего первый фестиваль, но и сыгравшего в Твери «бесчисленное количество» сочинений Баха и по сути впервые открывшего тверскому слушателю их вечную гармонию. В нынешнем фестивале маэстро Гродберг дал два концерта, один из которых пришелся на день рождения немецкого композитора. Господин Гродберг, надо сказать, очень внимательно следит за тем, как его начинание живет и развивается – на большинстве программ нынешнего года он сидел в зале и слушал игру своих коллег Эдуарда Грача, Максима Федотова, Николая Петрова, Александра Гиндина.

В заключительном концерте музыка Баха соседствовала с сочинениями Франца Шуберта. Для их исполнения из Германии был приглашен один из наиболее интересных молодых музыкантов Константин Лифшиц, который роялем был увлечен с самого детства. Причем уже тогда он не только играл на слух, но и увлеченно импровизировал, а в пять лет был принят в специальную музыкальную школу имени Гнесиных. В тринадцать состоялись первые публичные выступления, а юный музыкант получил широкое признание. Знаменательным для Константина Лифшица оказался 1990 год, когда он стал стипендиатом программы «Новые имена» и впервые дебютировал в Лондоне, где впоследствии поступил в Лондонскую Королевскую академию музыки.

В первом отделении концерта в исполнении Константина Лифшица прозвучала до-минорная соната Шуберта. На сцену музыкант почти выскочил, был сосредоточен и серьезен, несмотря на то что это шубертовское сочинение ему играть привычно – он исполнял его в самых разных залах России и мира. Однако весь облик пианиста говорил об ученическом прилежании и добросовестности. Суровая героика, свойственная шубертовской сонате, таким образом, отразилась даже на внешнем виде солиста, и поначалу его игра больше всего напоминала великолепно выученный урок: Константин Лифшиц разве только язык не высовывал от усердия. В общем-то «суровый стиль», заданный им с самого начала, оказался самым органичным и естественным – иного, кажется, и предположить невозможно. Музыкант почти не допускал резких движений, его жесты были скупы, отличались сдержанностью и лаконичностью. В этом, возможно, заключалась своеобразная правда – время, когда композитор писал сонату, вряд ли можно назвать для него особенно счастливым. Едва ли не на первых аккордах одна из зрительниц партера грустно прошептала: «Как все печально!», видимо, имея в виду как раз то, что назвать позднего Шуберта романтиком у нее язык не поворачивается.

Романтичного в привычном понимании этого слова в интерпретации Шуберта Константином Лифшицом в самом деле было весьма немного. Прежде всего на себя обращали внимание его исполнительская техника и взгляд, устремленный в филармонический потолок. Однако, еще не дойдя до середины первой части сонаты, музыкант без всяких видимых со стороны усилий начал буквальным образом воспроизводить почти немыслимые шубертовские образы, отмеченные силой и действием. Интонационные перепады демонстрировали интерпретаторскую чуткость, которая казалась непреложной истиной даже тогда, когда Лифшиц едва ли не до неприличия долго держал финальный звук. Только лишь за тем, чтобы почти без какой-либо паузы, сразу же, перейти к следующей части сонаты. Песенность стала не столько главной характеристикой самой сонаты, сколько ее исполнения. Музыкант очень бережливо использовал возможности инструмента, а звук, улетающий в зал, порой очень напоминал алмаз чистейшей воды.

Второе отделение показало, что Константин Лифшиц весьма хорош и в ансамбле. Играли сочинения «из золотого фонда» – знаменитый ля-минорный тройной концерт для чембало, флейты и скрипки и пятый Бранденбургский концерт Баха. Убедительности исполнению этих концертов добавили Андрей Кружков, дирижер камерного оркестра филармонии «Российская камерата», и солисты – Жанна Трещина (флейта) и Ирина Евдокимова (скрипка). Они сыграли Баха так, что штамп «из золотого фонда» перестал быть ругательным и заплесневелым понятием. Скрипка звучала бережно, флейта – нежно, фортепиано – взволнованно, поэтично, оркестр – чувственно и органично. Так что Бах в некоторые моменты ощущался гораздо большим романтиком, чем Шуберт. Исполнение принесло вполне предсказуемый результат – музыкантов вызвали на бис, и им пришлось во второй раз играть одну из частей Бранденбургского концерта. На этом, впрочем, программа не закончилась. По заведенной традиции финальную точку Баховского фестиваля поставил Гарри Гродберг, который объявил тему следующего года – «Бах и великие итальянцы».

Евгений ПЕТРЕНКО

32

Возврат к списку

В университет с частушками | В Тверском педагогическом колледже проходит досрочная сдача ЕГЭ
35-летний Николай Соловьев 18 лет работает в одной из школ Максатихинского района. Преподаватель истории, краевед, финалист конкурса «Учитель года-2012», призер областного фестиваля гармонистов и частушечников, сегодня он пришел в пункт досрочной сдачи ЕГЭ, чтобы сдать экзамен по русскому языку.
27.03.201721:14
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию