20 Июля 2017
$59.24
68.28
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Вперед в постконструктивизм

В галерее современного искусства «Аврора» открылась персональная выставка художницы из Москвы Татьяны Ивановой. Экспозиция называется «Прорыв вперед» и включает в себя все известные жанры живописи – от реалистического пейзажа до нефигуративных композиций.

В галерее современного искусства «Аврора» открылась персональная выставка художницы из Москвы Татьяны Ивановой. Экспозиция называется «Прорыв вперед» и включает в себя все известные жанры живописи – от реалистического пейзажа до нефигуративных композиций, что дает возможность составить представление не только о творчестве Татьяны Ивановой, но и о современном востребованном искусстве вообще.

Современное искусство, надо сказать, требует от зрителя изрядных умственных усилий – не всякий может разобраться, что имел в виду художник, создавая то или иное свое произведение. Разобраться, что к чему, помогают кураторы выставок и сами художники, объясняющие свой замысел как в устной форме, так и в письменном виде. Впрочем, называть даже новые «объяснялки» новыми будет не совсем верно. Потому как тот же Павел Федотов, обладая помимо художнического еще и незаурядным литературным талантом, писал стихотворные пояснения к своим жанровым картинам. Другое дело, конечно, что понять федотовские жанры проще, чем, скажем, видение мира многих современных художников. В этом смысле нынешняя тверская выставка Татьяны Ивановой дает некий эталонный пример сочетания несочетаемого: портреты и пейзажи, с одной стороны, и абстрактная живопись – с другой. Границы между ними, впрочем, зыбки и обозначены лишь пространством экспозиционных залов галереи.

Татьяна Иванова выставляется в «Авроре» во второй раз, экспозиция трехлетней давности называлась «Арабески» и была выдержана в концептуалистском духе («ТЖ» писала о ней 6 июля 2004 года). Работы, которые тогда увидел тверской зритель, приглашали к размышлению, а его результатом стало понимание сути концепции, предложенной художником: «перерастание геометрического конструктивизма в арабеску». Условность многих работ вместе с тем не мешала любоваться созданными Татьяной Ивановой символами и миражами. Всевозможные символистские решения, надо сказать, весьма увлекают художника, относительно недавно в московском Манеже она показывала серию картин, состоящих из 365 работ, – каждая посвящена отдельному дню года. Смонтированные вместе, они заняли площадь в десять метров – зрелище впечатляющее, масштабное, цельное.

Несмотря на разножанровость работ, которые представлены теперь в галерее «Аврора», выставка «Прорыв вперед» не оставляет ощущения разрозненности. Просто каждый зал демонстрирует отдельный вариант мировидения и мироощущения. Воедино их сводит общая тенденция в творчестве Татьяны Ивановой, которая находит новые интерпретации известных в истории искусства течений и открывает иные смыслы в нынешней художественной ситуации. По словам организатора и куратора выставки Ларисы Польшиковой, современная ситуация весьма схожа с той, которая наблюдалась сто лет назад, поэтому сейчас логично говорить о постконструктивизме. Что, собственно, живопись Татьяны Ивановой прекрасно иллюстрирует. С этих позиций стоит воспринимать и название экспозиции «Прорыв вперед».

При просмотре выставки возникает целый ряд аллюзий. Картина «Графская пристань», например, – активная ссылка на Александра Дейнеку. От четко организованной композиции с тенями, создающими ритм, веет оптимизмом и радостью, с какими, надо полагать, изображенные на картине люди гуляют по этой севастопольской набережной. Повторяющиеся мотивы – парень и девушка с громкоговорителем, тень с ним же – подчеркивают обобщенность образов; лица людей не индивидуализированы. Живописная поверхность словно бы наполнена солнцем, лучезарна и светоносна. Художник едва ли не погружает зрителя в пространство, в условный квадрат картины, ведь видимая на холсте тень, отбрасываемая человеком с фотоаппаратом, может принадлежать не только персонажу картины, по здравому размышлению она – любой зритель, рассматривающий работу.

Особенного свойства графичность по-разному работает в произведениях разных жанров. Портреты, в том числе и автопортрет художника, фотографического склада могут показаться декоративными, но цветомузыкальный эффект сводит на нет формальные показатели. Конструктивная же­сткость формы иногда приводит к тому, что эмоции передаются посредством сильного, широкого мазка – работа «Ева», где в полную силу взятые линии не только создают живописный контур, но и придают фигуре движение.

Чистое формообразование Татьяну Иванову интересует при создании абстрактных работ, к реальной форме она обращается в урбанистических пейзажах (чаще всего московских) и «портретах цветов». Изображения Сивцева Вражка в разное время года (их в экспозиции не менее пяти) наполнены светом и воздухом, мягкое колористическое решение делает их лирическими и одухотворенными. Когда же смотришь «цветочный зал», вполне по силам понять сам дух растительного мира, а в жизни, например, лилии, которую пишет художник, можно увидеть один из самых приятных моментов человеческой жизни. А потом с оптимизмом и радостью еще раз посмотреть экспозицию и спросить у художника, откуда в работе «Рождество» взялся крест.

Евгений ПЕТРЕНКО

7

Возврат к списку

ТГМУ дал старт новому студенческому движению
Эти молодые люди учатся не только лечить людей, но и спасать их в условиях чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф. Инициатором общероссийского движения спасателей среди медицинских вузов выступил Тверской государственный медицинский университет.
19.07.201719:42
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость