23 Сентября 2017
$57.65
69.07
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Скромное обаяние белого

Поводы для создания персональных экспозиций могут быть самые разные. Для тверской художницы Галины Камардиной поводом открыть персональную выставку «По белу цвету» стал выход в свет книжки «Тверской народный костюм».

Поводы для создания персональных экспозиций могут быть самые разные. Кто-то представляет публике результаты работы на пленэре, кто-то посредством выставки отмечает юбилей или просто день рожденья. Для тверской художницы Галины Камардиной и галереи современного искусства «Савва» поводом открыть в музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной персональную выставку «По белу цвету» стал выход в свет книжки «Тверской народный костюм».

Как рассказала Галина Федоров на, в основу этой книжки был положен дидактический материал – набор иллюстраций, который художница подготовила для учеников художественной школы имени Серова, в которой она преподает уже много лет. Потом картинки начали обрастать текстом, предназначенным для детей, но весьма полезным и для тех, кто постарше. Галина Камардина рассказывает вещи, некоторым образом основополагающие для традиционной русской культуры, поскольку народный костюм – не просто конструкция из ткани, предназначенная для сохранения тепла (как, впрочем, и дом – не только «машина для житья», как считал французский архитектор-авангардист Ле Корбюзье), но и своего рода культурный феномен, позволяющий определить социальный статус человека и отмечающий особенно значимые моменты в его жизни. Детская рубашечка, до определенного возраста «унисекс» и для мальчиков, и для девочек, и свадебное платье, домотканая крашенина и «купленная за деньги» парча, сакральный смысл столь популярного в народном костюме красного цвета и необходимость всегда носить пояс – обо всем этом художница пишет коротко, емко и весьма душевно. Картинки и текст обрамляют образцы устного народного творчества – частушки, песни, загадки, причем не абстрактные, а бытовавшие в конкретных районах Тверской губернии. В сущности, у Галины Камардиной получилась чрезвычайно занятная интерактивная книжка, поигравшись с которой, даже взрослый человек ловит себя на желании засесть за рукоделие. Наверное, в этом, помимо чисто художественного качества, и состоит ее главное достоинство.

«Тверской народный костюм» – не первый опыт Галины Камардиной в детской литературе. Хотя изначально она, закончив знаменитое, славное именно этническими традициями Абрамцевское художественное училище, занималась росписью по дереву и керамике. Именно расписные блюда и заинтересовали в свое время руководителя издательства «Радуга», который готовил для Японии сборник сказок народов СССР. Он разыскал художницу, обозначил ей «фронт работ» – и Галина Федоровна некоторое время маялась, пытаясь иллюстрировать сказки «как положено». Потом ей объяснили, что издателя интересует не полиграфический мейнстрим, а своеобразный авторский стиль художницы. Та книга была переведена на множество языков и имела очень большой успех. Потом были «Марья-краса – долгая коса и Ванюшка», «Дивная щука» и еще много ярких и оригинальных детских книжек. Иллюстрации к некоторым из них во­шли в нынешнюю экспозицию.

С книжной графикой соседствуют авторские серии, становившиеся итогом путешествий художницы. Вот съездила она на Аляску – и получилась очаровательная графическая серия из жизни эскимосов и уловленных ими рыб. Поездка в Среднюю Азию – и по листам во множестве бродят кучерявые барашки. И вот ведь что любопытно: авторский почерк Галины Камардиной, основанный на традициях русского искусства, остается неизменным и узнаваемым – но в каждой такого рода серии хорошо читается своеобразный национальный колорит.

На вернисаже говорили: к выражению современности можно идти разными путями. Путь Галины Камардиной образовался на перекрестке архаичной народной живописи, традиционных иконописных приемов и русского конструктивизма двадцатых годов. Получилось одновременно ярко и легко, весело и драматично, на тонкой грани иронии и поэтизирования. Коллега и друг Борис Федоров высказался в своей привычной экспрессивной манере: «Это же настоящая русская женщина, у нее все по-хозяйски, по-домашнему. Надо сундук расписать – распишет, не вопрос. И все это переплавляется и перемалывается естественно, все – от земли».

Фирменная линия Галины Камардиной, размашистая и по-крестьянски основательная – в самом деле от земли. В контексте бледного среднерусского неба. Выбор названия для этой экспозиции не случаен: Галина Федоровна как-то рассказывала, что при росписи ставших уже хрестоматийными фаянсовых блюд она намеренно оставляла обширные белые плоскости, позволяющие обозначить пространство и дающие возможность столь любимым ею «земляным» цветам и сакральному для русского искусства красному ожить и заиграть по-настоящему. Так она поступает и сейчас – и в живописи, и в книжной графике. Белый – это одновременно и самодостаточный цвет, и «мать всех цветов», и изначальная основа всего изобразительного искусства – грунтованный холст, беленая ткань, бумажный лист, глазурь. Все начинается «по белу цвету».

Наталья ЗИМИНА

32

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя посетил Максатихинский район
Очередная рабочая поездка главы региона была плодотворной. В ней участвовали министр здравоохранения Тверской области Виталий Синода, министр образования Наталья Сенникова, министр строительства и ЖКХ Андрей Волгин, а также представители других ведомств.
22.09.201718:17
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Новости из районов
Предложить новость