25 Июля 2017
$59.66
69.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Логика возвышения

Заполучить такого артиста, как Александр Князев, не так просто в силу его плотного гастрольного графика, в том числе и из-за многочисленных выступлений за границей. Поэтому два его концерта, которые были запланированы в рамках XV международного фестиваля музыки И.С. Баха, выглядели настоящим подарком тверским меломанам.

Заполучить такого артиста, как Александр Князев, не так просто в силу его плотного гастрольного графика, в том числе и из-за многочисленных выступлений за границей. Поэтому два его концерта, которые были запланированы в рамках XV международного фестиваля музыки И.С. Баха, выглядели настоящим подарком тверским меломанам. Тем более что Александр Князев в течение двух вечеров должен был выступить в Тверской филармонии в двух своих ипостасях. Жизнь, к сожалению, может иногда путать карты. Концерт виолончельной музыки, который стоял в афише на сегодня, не состоится. Но в понедельник артист все-таки показал себя и как виртуозный виолончелист, и как вдумчивый органист.

По очень уважительной причине два концерта пришлось соединить в один. Публика, быть может, и не услышала какие-то сочинения, но представление об игре Александра Князева составила. Программа была сверстана исключительно из произведений Баха – это любимый композитор музыканта, который в одном из своих интервью признался: «Бах написал для виолончели только шесть сюит. А я хочу постоянно играть его сочинения». Именно поэтому уже вполне успешный виолончелист, Александр Князев поступил в Нижегородскую консерваторию, которую и окончил по классу органа. Хотя, признаться, состоявшийся концерт так и не дал понять, какому инструменту он отдает предпочтение.

Вечер начался с виолончельной музыки – Князев сыграл четвертую и пятую сюиты Баха. Написанные в начале XVIII ве­ка, они стали известны в общем-то не так давно, открыл сюиты испанский виолончелист Пабло Казальс, который обнаружил их среди прочих партитур в барселонской нотной лавке. По большому счету это открытие можно счесть едва ли не чудесным: Казальс оказался в нужное время в нужном месте, с тех пор виолончелисты всего мира считают сюиты своеобразной священной книгой. Во времена Баха, надо сказать, жанр сюиты, последовательно исполняемых танцев, считался уже старинным. Композитору оставалось только несколько содержательно модицировать танцевальную основу, что шестичастный цикл в полной мере демонстрирует. Впрочем, совсем недавно в музыкальной среде появилось мнение о том, что автором отдельных сюит для виолончели мог быть не сам Бах, а его супруга Анна Магдалена. Которая, однако, могла просто вносить какие-то правки и выверять композиции.

Две шестичастные сюиты в исполнении Александра Князева зал слушал, затаив дыхание. Стилистическое чередование – серьезная степенность, живость, грусть, лиричность, быстрота и стремительность – производило какое-то магическое действие. В этом сказалась индивидуальность виолончелиста, под пальцами которого музыка по мере развертывания сюиты все более и более окрашивалась в трагические, а порой и в мистические тона. Исполнительская напористость, иногда порывистость ни на минуту не позволила усомниться не только в искренности, с которой музыкант подходит к делу, но и в его твердой уверенности, что именно так и должны восприниматься исполняемые вещи. Драматическая мотивировка сделалась лейтмотивом всего первого отделения; несколько сгладила образовавшуюся напряженность стремительная жига, сыгранная практически на бис, и, надо думать, не включенная в обязательную программу. Надо было видеть, с какими напряженными и одновременно просветленными лицами публика выходила из зала! А ведь во втором отделении им предстояло еще прослушать органные сочинения Баха.

Их перечень по понятным причинам тоже пришлось несколько сократить. Но основная часть – хоралы, сонаты и ария сопрано из Magnificat – все же прозвучала. Монументальная вокально-симфоническая композиция Magnificat впервые прозвучала в Лейпциге, где Бах занимал должность кантора церкви Святого Фомы, во время вечерней рождественской службы. Величальная оратория уже тогда поразила публику своей пышностью (ее немецкий вариант отличается большей строгостью). В исполнении Татьяны Скворцовой прозвучала ария сопрано № 3 «Quia respexit…»(«Призрел смирение рабы своей; ибо отныне будут ублажать меня все роды…»). Дуэт великолепного чистого сопрано и органа существовал в одной эмоциональной плоскости, обе партии были исполнены с блеском и виртуозностью. В них слышались и возвышенная приподнятость, и душевный подъем, и печаль; нежное звучание голоса Татьяны Скворцовой совмещалось с почти таинственным, величественным органом Александра Князева. Что породило некий обобщенный, почти космический эффект, который в логике концерта вырос из личностной позиции музыканта в первом отделении.

Евгений ПЕТРЕНКО

9

Возврат к списку

День русской деревни в Ржевском районе прошел весело, громко, вкусно и ярко
Дым из трубы над деревянным домом, милые бабушки, коровы в поле, тихая рыбалка на речке, чистый воздух, трудолюбие и усердие – вот лишь некоторые ответы на вопрос, с чем у вас ассоциируется русская деревня. Их мы получили во второй главный день народного праздника в Есёмово, собравшем более 13 тысяч гостей.
22.07.201723:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость