18 Января 2017
$59.4
63.29
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

На год старше МХАТа

Именно такой серьезный юбилей отмечает в этом сезоне Вышневолоцкий областной драматический театр – 6 декабря прошлого года ему исполнилось сто десять лет.

Именно такой серьезный юбилей отмечает в этом сезоне Вышневолоцкий областной драматический театр – 6 декабря прошлого года ему исполнилось сто десять лет. К памятной дате был поставлен спектакль по пьесе Островского «Блажь» – несмотря на происходящие сейчас перемены, Вышневолоцкий театр позиционирует себя как оплот русской классики.

– Юбилей у нас самый настоящий, официально подтвержденный документами Министерства внутренних дел, которые сейчас хранятся в нашем музее, – говорит директор театра Геннадий Закаржевский. – Более того, стодесятилетняя история театра была непрерывной, он не закрывался даже в годы войны, здесь давали концерты и играли спектакли. В общем, жизнь кипела всегда.

Жизнь кипит и сейчас. В том числе и хорошо заметная во всероссийских масштабах – фестивальная. Вышневолоцкий театр стал базой крупного фестиваля театров малых городов России, в сентябре прошлого года состоялся уже пятый съезд такого рода. Шестой же, запланированный на будущий год, Геннадий Закаржевский предполагает сделать уже международным. А в этом году обещается не менее интересная акция – «Театральные встречи на древнем Волоке». Причем все это не просто просмотр спектаклей. Вокруг фестиваля сложилась своего рода интеллектуальная инфраструктура, состоящая из множества разнообразных семинаров, творческих встреч, мастер-классов, арт-клубов. Посредством этих фестивалей театр некоторым образом объединил всех заинтересованных людей – в их организации принимают участие структуры разного уровня, от местной администрации до Министерства культуры. Геннадий Закаржевский надеется, впрочем, что рано или поздно восстановится и исконная историческая традиция участия в театральной жизни местного бизнеса. Ведь создавали театр сто десять лет назад местные купцы Василий Демидов (он в течение многих лет был и его руководителем), Николай Федоров, Николай Красильников. Сначала просвещенные бизнесмены были членами драматического кружка, потом выкупили здание и официально зарегистрировали настоящий профессиональный театр. Считалось хорошим тоном не только абонировать в зале постоянные места, но и покупать для театра оборудование и реквизит, финансировать новые постановки. В этом смысле Вышневолоцкий театр с самого начала был истинно народным (а кто скажет, что бизнесмены – не народ?). Столь изящную традицию не грех бы и возродить.

Тем более что главной нынешней проблемой театра Геннадий Закаржевский считает отсутствие закона о театре, который как раз должен определять размеры финансирования и обеспечивать конкретные и предсказуемые перспективы. Без денег сейчас никак: современный зритель, конечно, ценит психологизм традиционного русского театра и понимает тонкости актерского мастерства, но требует еще и соответствующего сценического воплощения. А тут без качественного оборудования, костюмов, декораций никак. Тем более что Вышневолоцкому театру по силам не только драматические постановки, но и музыкальные, не исключено, что здесь когда-нибудь и оперу поставят, а тут, к примеру, без звуковой техники не обойтись.

К числу серьезных проблем директор отнес и «квартирный вопрос». С кадрами, как с таковыми, здесь все в порядке: репутация театра такова, что многие молодые актеры с удовольствием приехали бы в Вышний Волочек. Но жить-то где-то надо! А ведь труппа должна обновляться. Она, впрочем, и обновляется, несмотря ни на что. Почти исключительно молодые актеры играют в недавно поставленном спектакле «Папа, папа, бедный папа, ты не вылезешь из шкапа – ты повешен нашей мамой между платьем и пижамой» американского драматурга Артура Копита. Соответственно и ходит на этот спектакль по преимуществу молодежь, взрослых же театралов эта своеобразная постановка пока несколько смущает.

– Мы пошли не по линии сюжета, а постарались раскрыть внутренний смысл пьесы и характеров ее героев, – говорит Геннадий Закаржевский, – и поэтому смогли обозначить больше проблем, чем это видно при поверхностном взгляде на сюжет. В этом, собственно, и заключается сила театра: он может увидеть в тексте больше, чем написано автором.

С этим спектаклем, надо заметить, происходит какая-то странная история. В Тверском ТЮЗе «Бедного папу» в позапрошлом году ставила Лариса Лелянова, и эта постановка стала, без преувеличения, событием, вызвавшим почти фурор. Вот и посмотреть бы другую версию этой пьесы, авторский взгляд другого режиссера! Оказывается, однако, что волочан кто-то упорно отговаривает везти этот спектакль в Тверь: дескать, Лариса Олеговна так напугала зрителя, что «Бедный папа» в любом виде изначально обречен на провал. Впрочем, Геннадий Закаржевский настроен решительно, и можно надеяться, что «Бедного папу» в вышневолоцком варианте мы рано или поздно увидим.

Как в самом обозримом будущем увидим и «Блажь» Остров­ского. Вышневолоцкий театр ведет активную гастрольную жизнь, путешествуя по всей области. Дабы по возможности более полно донести свое искусство до зрителя, актеры иногда играют по два-три спектакля в день – в некоторых районах такие гастроли бывают редкой, а то и единственной возможностью увидеть настоящий живой театр. Впрочем, поддается им и искушенный зритель. «Леди Макбет Мценского уезда» в постановке нового главного режиссера театра Владимира Коломака видели, к примеру, в Кимрах. Учитывая, что в этом городе тоже есть профессиональный театр со своей оригинальной, а иногда и радикальной режиссерской позицией, зритель там капризный и разборчивый. И потому тем более ценно, что «Леди Макбет» имела в Кимрах несомненный успех. Как и в Твери, когда зрительный зал был заполнен по преимуществу молодежью – публикой сложной, но и благодарной: по окончании спектакля актеров несколько раз вызывали на сцену. Это, надо полагать, повторится еще не раз: Вышневолоцкий театр живет и в определенном смысле процветает, сочетая внимание к столетним традициям со стремлением соответствовать современным театральным тенденциям. А это дорогого стоит.

Наталья ЗИМИНА

22

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

На Тверском региональном этапе Всероссийского дня снега Морозовы опередили Снежковых
Накануне всю ночь медленно, но верно падал снег. В парке активного отдыха «Гришкино» на территории Калининского района и вовсе намело сугробы по колено.
16.01.201722:23
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию