07 Декабря 2016
$63.87
68.69
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Грачи прилетели

В Тверской филармонии в рамках XV Международного фестиваля музыки И.С. Баха состоялся концерт камерного оркестра «Московия». Его художественный руководитель народный артист СССР Эдуард Грач явился перед публикой в своем втором амплуа и стоял на этот раз за дирижерским пультом.

В Тверской филармонии в рамках XV Международного фестиваля музыки И.С. Баха состоялся концерт камерного оркестра «Московия». Его художественный руководитель народный артист СССР Эдуард Грач явился перед публикой в своем втором амплуа и стоял на этот раз за дирижерским пультом. Впрочем, в последние годы дирижерская деятельность для него стала основным занятием – слишком много учеников у знаменитого скрипача.

Пожалуй, за обозримое десятилетие Эдуард Грач и его коллектив выступают в Твери впервые. Сам он в беседе с корреспондентом «ТЖ» не смог даже вспомнить год, когда давал концерт в областной филармонии, сказав лишь, что случилось это «где-то в начале девяностых». Тогда Эдуард Грач еще выступал в качестве скрипача, однако именно на это время – 1990 год – приходится создание камерного оркестра «Московия». Впрочем, дирижерский дебют музыканта состоялся много раньше – в 1979 году, что по большому счету и обусловило появление собственного оркестра. Собственного в самом прямом смысле этого слова: все оркестранты – «грачата», студенты и аспиранты Эдуарда Грача, о чем он всегда с гордостью говорит, поскольку молодо в данном случае совсем не означает зелено.

Молодость проявила себя еще до начала концерта, когда перед самым выходом из-за кулис раздался дружный смех оркестрантов. А выйдя на сцену, они безапелляционно показывали, что скованности никакой не испытывают и готовы с молодым задором сыграть и Брамса, и Баха, сочинениями которых пестрила программа концерта. То, что худрук доверяет своим подопечным, продемонстрировала первая исполненная вещь – баховский третий Бранденбургский концерт. В переложении для оркестра в этом концерте не участвуют, например, духовые инструменты, поэтому основная нагрузка ложится на струнные. И здесь, кажется, как раз много от дирижерской палочки зависит. Но Эдуард Грач к пульту так и не подошел, отдав Баха «на откуп» своим ученикам. Концерт в общем-то показал вполне слаженный ансамбль, хотя некоторые звуковые перехлесты несколько раз давали о себе знать, особенно в партии первой скрипки, которая солировала уж очень задорно.

Свободный, никем и ничем не сдерживаемый звуковой поток во втором номере программы поугас, что было вызвано, конечно, объективными причинами: свое законное место за пультом занял Эдуард Грач. Оркестранты на него смотрели с почти благоговейным трепетом, дирижер же был весьма серьезен и сдержан. Это настроение как-то быстро передалось и музыкантам, так что первый струнный секстет си-бемоль мажор Брамса прозвучал торжественно и пышно. Чему способствовало строгое руководство оркестром, которое продемонстрировал Эдуард Грач. Его жесты были не то чтобы резки, но достаточно жестко корректировали исполнение и не давали оркестрантам «заиграться». Он властно указывал на излишнюю эмоциональность в неподобающих местах и почти никого не оставил без внимания, по-отечески обращаясь то к скрипкам, то к альтам, то к виолончелям. Баланс, таким образом, был найден, так что все остальное оказалось уже делом чистой техники.

Программа нынешнего концерта была специально подготовлена для исполнения в Твери. Именно по этому поводу во втором отделении концерта Эдуард Грач представил публике свою ученицу из Южной Кореи Е Джин Бюн. Семнадцатилетняя девочка училась в центральной музыкальной школе, а теперь – студентка Московской консерватории имени П.И. Чайковского. Несмотря на столь нежный возраст, скрипачка уже засветилась на международном конкурсе и на тверском концерте показала, что она не только не без способностей, но и вообще при собственном должном старании и надзоре со стороны профессора Грача ей светит неплохое будущее. Е Джин Бюн солировала в ля-минорном концерте для скрипки с оркестром Баха и при всей строгости и внимательности, с которыми следила за ее игрой публика, показала неплохие результаты. По крайней мере ей удалось выстроить доверительные отношения с оркестром и дирижером, что скорее всего произошло благодаря добросовестным занятиям и репетициям. А исполнительская манера, свойственная учителю, просто не могла быть не воспринятой ученицей. Хотя игра ее напомнила об еще одном скрипаче – Давиде Ойстрахе. Что и неудивительно, он был наставником Эдуарда Грача.

Эдуард Грач с видимым удовольствием говорил о Е Джин Бюн, хотя и признался, что на выступления с сольными концертами не хватает времени, репетировать некогда, потому что у профессора тридцать студентов. О тверском же Баховском фестивале он сказал: «Этот фестиваль, когда-то задуманный моим другом Гарри Яковлевичем Гродбергом, развился, стал большим событием в музыкальной жизни. И мы готовились к нему так же, как готовимся к столичному концерту».

В антракте в филармонии появился Гарри Гродберг. Вчера он дал первый из двух запланированных концертов.

Евгений ПЕТРЕНКО

6

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери прошел городской молодежный марш-бросок «Москва за нами!»
Несмотря на снег и холодный пронизывающий ветер, они пришли сюда, чтобы отдать дань памяти тем, кто ровно 75 лет назад остановил фашистских оккупантов на подступах к столице нашей Родины и перешел в контрнаступление, изменившее ход Великой Отечественной войны.
07.12.201620:02
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию