23 Октября 2017
$57.51
67.89
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Задали верную тональность

Сегодня в Тверской филармонии в рамках фестиваля музыки И.С. Баха состоится концерт камерного оркестра «Московия», которым руководит известнейший скрипач Эдуард Грач. В концерте прозвучат сочинения Баха и Брамса.

Сегодня в Тверской филармонии в рамках фестиваля музыки И.С. Баха состоится концерт камерного оркестра «Московия», которым руководит известнейший скрипач Эдуард Грач. В концерте прозвучат сочинения Баха и Брамса. Эти имена были актуальны и в программах фестиваля, прошедших на прошлой неделе.

Вторая программа фестиваля музыки Баха была посвящена камерной музыке. Солисты Тверской филармонии погрузили слушателей в романтический мир звуков Шумана, Вебера и Брамса. Этот концерт примечателен тем, что в нем были исполнены сразу два вокальных цикла Шумана – «Любовь поэта», написанный на стихи Гейне, и «Любовь и жизнь женщины», созданный на стихи немецкого поэта-романтика Шамиссо. Это своего рода две музыкальные повести, в которых отменно переданы психологические состояния.

Уже в названии произведений, входящих в оба цикла, заявлена тема душевной жизни их героев, связанной прежде всего с миром природы. С той лишь разницей, что «Любовь и жизнь женщины» передают в большей степени разные психологические состояния, свойственные разным возрастам. Этика возрастного поведения передана Шуманом в виртуозных пассажах, сама музыка словно бы говорит о том, что испытывает девушка, возлюбленная, невеста, жена, мать, вдова. Уже названия произведений, составляющих цикл, говорят сами за себя – «Взор его при встрече ослепил меня», «Колечко золотое», «Нежно прильни ты к сердцу скорей», «Мне в первый раз наносишь ты удар» и так далее. Им вторит и цикл «Любовь поэта», давший слушателям едва ли не полное представление о внутреннем мире поэта, круге его мыслей и переживаний. Здесь, естественно, тоже не обошлось без любовного чувства, ставшего по большому счету лейтмотивом всего цикла. Солисты филармонии Татьяна Скворцова и Олег Григоращенко настолько удачно нашли нужную интонацию, что в искренности их пения можно было не сомневаться с самого начала – в каждой спетой ноте слышалось то очарование, то грусть, то томление нежного сердца, то разочарование, то романтические душевные порывы. Все это было направлено на достижение единственно главной цели – воспеть красоту любви. Что немаловажно для романтической эстетики Гейне и Шамиссо.

Впрочем, и «Концертштюк» Вебера, который сыграл Максим Сальников, также не лишен известной романтической дымки. Это произведение было создано для фортепиано, однако в исполнительской практике очень часто мы слышим его в переложении для баяна. Вместе с тем красочный романтический стиль, так свойственный фортепиано, никуда не исчезает в исполнении на баяне – вполне возможно, что яркие образы становятся объемнее, по крайней мере их трактовка и актуализация, которую предложил Максим Сальников, заслуживает всяческого одобрения, даже несмотря на то, что сыграна была лишь третья часть веберовского сочинения. Однако даже это заставило в очередной раз подумать о серьезности, с какой подходит музыкант к делу. По крайней мере его умение обращаться с инструментом порой превосходило игру питерского баяниста Валентина Завирюхи, который играл «Концертштюк» на традиционном фестивале «Андреевские дни» в Бежецке.

Фортепианный квартет № 1 соль минор Брамса, так же, как и шумановский цикл «Любовь поэта», был сыгран и в минувшее воскресенье на благотворительном концерте, который дали солисты и коллективы Тверской филармонии. В этом квартете, по мнению музыковедов, быть может, впервые можно услышать истинно брамсовскую тональность, в которой «элегичность и тихая застенчивость сменяются бурными порывами чувства, а стремление к исповеди внезапно никнет и приглушается». Мы, конечно, не будем с музыковедами спорить, тем более что написанное в точности соответствует тому, что на концерте было исполнено.

В субботу Баха и Брамса играл органист из Германии Йохим Далитц – ведущий органист и клавесинист Берлина. В Лейпциге он окончил знаменитую Академию музыки имени Мендельсона-Бартольди, а свой творческий путь начинал в Магдебурге. Мендельсон-Бартольди в общем-то не случайно возник – в концерте Йохим Далитц исполнил первую сонату фа минор композитора, вернувшего миру музыкальное наследие Баха, который стал в доме Мендельсона своего рода Библией. В органных сочинениях Мендельсона сквозят то искренность и теплота, то возвышенное понимание искусства, которое выгодно отличает сочинения Баха. Они, естественно, также были сыграны Йохимом Далитцом, который выбрал концерт до мажор, хорал «Агнец Божий» и прелюдию и фугу ми минор. Баховская линия нашла продолжение в хоральных прелюдиях Брамса, исполненные четыре прелюдии – «О Боже, мой Боже», «Укрощай себя, милая душа», «Мне радует душу» и «О Мир, я должен тебя покинуть» – стали своеобразным эпилогом творчества Брамса. А Баховский фестиваль только набирает обороты. Сегодня для тверитян будет играть Эдуард Грач, а завтра, в день рождения Баха, концерт органной музыки даст Гарри Гродберг, который стоял у истоков фестиваля.

Петр РУЧНИКОВ

9

Возврат к списку

«Тверской переплет» оказался на перекрестке двух миров
Сегодня в столице Верхневолжья завершилась III Межрегиональная книжная выставка-ярмарка «Тверской переплет».
22.10.201720:38
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость