25 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Чарли Чаплин прошел фоном

В Тверской филармонии состоялся концерт Светланы Безродной и ее «Вивальди-оркестра». Программа называлась «Цирк Чарли Чаплина», однако цирковой составляющей она оказалась лишена по вполне формальной причине: на филармонической сцене, кроме самого оркестра, никакие другие артисты просто не поместились бы.

В Тверской филармонии состоялся концерт Светланы Безродной и ее «Вивальди-оркестра». Программа называлась «Цирк Чарли Чаплина», однако цирковой составляющей она оказалась лишена по вполне формальной причине: на филармонической сцене, кроме самого оркестра, никакие другие артисты просто не поместились бы.

Впрочем, задумка изначально была красивая. «Вивальдиоркестр» намеривался показать «Цирк Чарли Чаплина» именно в цирке, однако, как сказала Светлана Безродная, не от нее зависело то, что январский концерт отменили. Так что тверская публика увидела облегченный вариант программы, премьера которой состоялась 16 декабря в Москве в Концертном зале имени П.И.Чайковского. Вместе с оркестром Светланы Безродной в ней участвовали джазовые музыканты и артисты Московского цирка на Цветном бульваре, которые создавали визуальный ряд к музыке Чарли Чаплина. Отсутствие «картинки», собственно, и стало самым главным недостатком тверского концерта.

В основе программы «Цирк Чарли Чаплина» – музыка, которую актер, режиссер, композитор и музыкант написал к шести своим фильмам: «Золотая лихорадка», «Огни большого города», «Новые времена», «Великий диктатор», «Огни рампы» и «Цирк».

– «Цирк Чарли Чаплина» приехал, – объявила Светлана Безродная, – но без клоунов.

Они, к сожалению, остались в Москве. Выход оркестра на сцену выглядел как некий ритуал. Почти в полной темноте из-за кулис вышла пианистка, затем – Светлана Безродная, создавшая музыкальный фон для появления остальных оркестранток. Приглушенный свет создал эффект, который, впрочем, далее уже ничем, кроме музыки, не поддерживался: эффект черно-белого фильма, в котором участники «Вивальди-оркестра» играют главные роли. Все девушки были одеты в черно-белые платья, они дополнялись изысканными шляпками и аксессуарами. Оркестр Светланы Безродной и без того отличается элегантностью, но в этот раз элегантность была особенной и отвечала теме концерта. Костюмы эпохи немого кино для программы специально придумала художница Вита Севрюкова. После того как дали полный свет, дирижер с видимым сожалением и сообщила о том, что «клоуны остались».

Публике ничего не оставалось, как весь концерт представлять себя сидящей в зале кинотеатра, где в результате технического сбоя пропало изображение и остался один лишь саундтрек к фильму. Что потребовало от аудитории напрягать память, вспоминая соответствующие эпизоды фильмов Чарли Чаплина, либо придумывать их себе заново, совершенно абстрагируясь от истории кино. Впрочем, для того чтобы хоть как-то ее актуализировать, Светлана Безродная взяла на себя роль своеобразного переводчика. Например, сначала рассказывает об эпизоде, когда Чарли Чаплин сидит за столом с двумя вилками и изображает танец маленьких булочек, и только потом оркестр уже начинает играть. Или после очередной композиции говорит, что в этом месте программы клоуны проносили растяжку с названием следующего фильма – «Огни большого города». То есть, по сути, она пересказывала сценарий своей московской программы.

Возможно, этого можно было бы и не делать, поскольку образная музыка Чарли Чаплина в комментариях по большому счету не нуждается, лишь бы фантазия работала. Другое дело, что, несмотря на виртуозность, в которой «Вивальди-оркестру» отказать никак нельзя, на протяжении всего концерта визуальная недосказанность преобладала над музыкальной экспрессией. Она так и не смогла побороть изначальную фоновую природу этих сочинений великого комика. Она периодически давала о себе знать сквозь великолепно выполненное переложение для струнного камерного оркестра, рояля, аккордеона и ударных. Отчасти положение спасала солирующая скрипка Светланы Безродной, артистизм исполнительницы и рассказчика.

Реакция зала, впрочем, была однозначно положительной, особенно во втором отделении, когда уже окончательно стало ясно, что, несмотря на все купюры, сделанные в программе, «Вивальди-оркестр» пытается рассказать историю голодного маленького человека, вся жизнь которого была пронизана любовью. Историю Чарли Чаплина, который женился на всех героинях своих фильмов и который самые лучшие свои мелодии написал по поводу не самых приятных моментов в жизни, среди них, например, «Бремя нищеты» из «Огней большого города». Или вальс «Хорошая жратва и спасибо полиции» из «Новых времен». Эти и другие мелодии хоть и сделали Чарли Чаплина ближе, но оказались всего лишь прекрасным фоном для его бессмертных фильмов.

Петр РУЧНИКОВ

15

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Конаковский район Тверской области станет постоянным местом проведения «Народной рыбалки»
Сегодня, 25 февраля, на берегу Иваньковского водохранилища в Конаковском районе состоялся IX этап Всероссийского фестиваля «Народная рыбалка». Соревнования собрали небывалое количество участников — более 5 тысяч человек. 
25.02.201715:14
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию