20 Ноября 2017
$59.63
70.36
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Послесловие к апофеозу вселенского гламура

Московского художника Александра Маранова стоило бы поблагодарить от всей души и на полном серьезе: в Твери редкие выставки вызывают столь отчаянные споры и такой разброс мнений – от полного восторга до безусловного неприятия. Жаль только, что спор не заходит дальше попыток защитить своего кумира от любых попыток здраво, а то и скептически оценить выставленное.

Московского художника Александра Маранова стоило бы поблагодарить от всей души и на полном серьезе: в Твери редкие выставки вызывают столь отчаянные споры и такой разброс мнений – от полного восторга до безусловного неприятия. Жаль только, что спор не заходит дальше попыток защитить своего кумира (а то, что этот художник является не столько субъектом изобразительного искусства, сколько духовным кумиром, сомнений не вызывает) от любых попыток здраво, а то и скептически оценить выставленное. Были и разговоры в кулуарах, и присланные на официальном уровне тексты. Прежде всего отмечу, что чисто орфографический спор разрешили словарь и редакционные корректоры: имя великого скрипача Паганини всегда писалось с двумя «к».

А сетования на то, что «художника может обидеть всякий», и призывы быть гостеприимными к тем, кто «к нам с открытой душой» (это, впрочем, уже из другого текста, опубликованного в одной из тверских газет), находятся несколько в другой плоскости. Конечно, художника нужно встретить, напоить-накормить и показать достопримечательности. Но оценивать его работы не с точки зрения эстетических достоинств, а исключительно с позиций гостеприимства, согласитесь, как-то странно.

Итак, художник-космист Александр Маранов пытается посредством специфических приемов и образных решений исследовать скрытые от глаз тайные структуры и глобальные процессы в макро- и микромире. Почему бы тогда автору этих строк не увидеть в работе «Эволюция» бурление первичного аминокислотного бульона? Позволю себе заметить, что это никак не ругательство, а вовсе даже принятый в естественных науках термин, знакомый современным старше­классникам из курса общей биологии. По сути, это начало и основа эволюционного развития жизни на Земле, а теорию эволюции Дарвина пока никто не опроверг. Хотя справедливости ради надо сказать, что попытки такие время от времени предпринимаются.

А вот упоминание Бориса Вальехо меня приятно удивило. Вот чего, оказывается, мне не хватало в фантастических пейзажах Александра Маранова! Как хороший театральный художник, он действительно создал не просто декорацию, а полную сценографию, в которую удивительно органично вписались бы «фэнтезюшные» персонажи этого некогда модного художника, который, надо сказать, просто изготовляет эффектные картинки, не претендуя на исследование непознанного. Кстати, автор этого текста, похоже, давно не заходил в отдел фантастики книжного магазина. Приличные издательства не используют картинки Вальехо для оформления обложек уже лет как минимум десять. Дурной тон-с…

Теперь о том, что называется индивидуальным авторским почерком. Тут, вероятно, есть смысл оперировать конкретными примерами. Вот народный художник России Николай Дочкин. С одной стороны, брутальный индустриальный пейзаж, соответствующий лучшим традициям «сурового стиля» шестидесятых; с другой – экспрессивный байкальский пейзаж, выполненный размашистыми фактурными мазками, наложенными скорее всего не кистью, а прямо мастихином; а вот еще тихо­океанская «Волна» – гладкая белая плоскость и лишь намеченная одним легким росчерком кисти чайка. Приемы не то что разные – едва ли не взаимоисключающие. Однако и на этикетку под картиной смотреть не надо, и так понятно – Дочкин. Еще в большей мере это относится к Виктории Воеводиной, которая владеет всеми известными графическими техниками от простого карандашного рисунка до офорта. Техники разные, а индивидуальный авторский стиль один, уникальный и узнаваемый. Тут еще уместно будет вспомнить председателя Союза художников России Валентина Сидорова, в полотнах которого часто повторяется мотив деревенского дома. Но это именно мотив, который мэтр советской живописи каждый раз «нагружает» новым философским смыслом. Светящиеся сеточки же, действительно виртуозно выполненные Александром Марановым посредством белил и повторяющиеся практически в каждой вещи почти без изменений, суть не мотив и не образ, а раз и навсегда заученный прием.

Далее о собственно технике. «Джикли» или «фото-арт-дизайн» – наверное, не так уж важно, хотя последний термин представляется наиболее точным. Суть же одна: на холст посредством сложных печатных технологий наносится изображение. Далее упомянутый мной Валерий Ниминущий оформляет работу в рамку, определяет ее как «фотопринт» и продает, дарит или вешает на выставку. Это по крайней мере честно. Но можно еще сверху пройтись кисточкой. Кстати, автор несколько лукавит: большая часть работ на выставке была снабжена этикетками: «холст, масло». И никакого «мошенства», между прочим, в этом действительно нет. С одной стороны, действительно, холст, с другой – масло. А о том, что между ними есть еще и фотография, – об этом можно и умолчать.

Подобным образом, кстати, отличился на итоговой выставке, проходившей в этом же зале аккурат накануне, один из тверских живописцев. Заказал большие фотопринты, сделал авторскую доработку маслом, снабдил этикеткой «холст, масло»… Коллеги художники хитрость раскусили и высказались однозначно: «Фи, профанация!»

Некоторые вещи Александра Маранова, впрочем, были подписаны как «джикли № 12» (ну, или № 17 – не суть). То есть это двенадцатая копия с оригинальной работы, на которой художник сделал несколько мазков. Воля ваша, но в этом видится явное пренебрежение к зрителю. Упомянутый тверской живописец по крайней мере повесил на выставке то, что в этом контексте можно счесть оригиналом.

Конечно, авторская доработка ценится. Конечно, и в Европе тоже. Как ценится, к примеру, и актуальное искусство. Один художник может посадить сам себя на цепь и целый день лаять на прохожих. Кого-то может и за штанину цапнуть. А другой поставит в выставочном зале коробочку и прилюдно покакает в нее. Кто-то за этот перформанс действительно заплатит. А другой, не столь актуально мыслящий, удивится: это же, дескать, всего лишь кака в коробочке!

Но подлинным откровением стал для автора этих строк упомянутый репрезентативный портрет. Я-то грешным делом подумала, что это собирательный образ вечной красоты, своего рода Прекрасная Дама символистов. Но что вы, право, какие символисты с их глубоко декадентской, чуждой народу философией! Берите выше – это САМА Инна Гомес, участница в высшей степени духовного, исследующего вселенские тайны телепроекта «Последний герой»! Право же, ничего не имею против этой гламурной дамы, которая была чрезвычайно органична в качестве ведущей «Неголубого огонька» в дуэте с неподражаемым Шнуром. Но в контексте космизма этот персонаж, воля ваша, несколько смущает.

Над всем этим вполне можно иронизировать. А вот дальше совершенно серьезно. Детей, не только маленьких, а и вообще никаких, на эту выставку пускать категорически нельзя. Конечно, маленькие дети любят рассматривать яркие картинки с цветными пятнами и разводами. Точно так же дети любят есть шоколад и мороженое. Так вот, позвольте ребенку слопать зараз три плитки шоколада, а потом уговорите-ка его съесть, к примеру, не только полезное, но и на самом деле вкусное куриное филе с овощным гарниром. Ага,

щаз-з-з! Аналогия стопроцентная – тут ведь самая настоящая мультяшная принцесса, вся такая красивая и блестящая… Какая после этого может быть «Девушка, освещенная солнцем», какие Серов и Репин, Левицкий и Рокотов! Так что, дорогие родители, выбирайте: или изобразительное искусство, или космический гламур.

Впрочем, как раз у самих-то членов Общества Рериха с художественным вкусом все в порядке. Хозяйка галереи современного искусства «Аврора» Лариса Польшикова рассказала, что, прежде чем обосноваться в музейно-выставочном центре Лизы Чайкиной, они наведались к ней. И очень торжественно объявили, что ей предоставляется уникальная возможность выставить в провинциальной галерее… Ну, и так далее. Лариса Ивановна, квалифицированный искусствовед с тонким вкусом, посмотрев предъявленные работы, спорить не стала. А просто провела их по галерее, где на тот момент висела сборная выставка: Феликс Волосенков, Алексей Ярыгин, Елена Фигурина, Андрей Савельев, Константин Кундышев, Борис Федоров. Гости тоже спорить не стали, тем более что весь их пафос сразу куда-то исчез. Тихо откланялись и более не появлялись.

Замечательно, что каждый имеет право выбора. Кому-то ближе Серов, кому-то Волосенков, а кому и Маранов. И очень хорошо, что художник имеет право зарабатывать на жизнь своим трудом, тем более если это действительно труд. Так что, господа, «не прячьте ваши денежки по банкам и углам…»

Остаюсь искренне ваша

Нина ХАГЕНОВА (она же Наталья ЗИМИНА)

32

Возврат к списку

В Твери чествовали работников сельского хозяйства
Рачительные хозяева, упорные и терпеливые труженики, наши кормильцы – это все про них. Сегодня в тверском ДК «Пролетарка» чествовали работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.
17.11.201719:48
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость