21 Июля 2017
$59.08
68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

День независимости

Прошлый год прошел под знаком юбилея тверского музея – первого крупного хранилища редкостей и древностей в провинциальной России, открывшегося в 1866 году. Задумывался он как своего рода «выставка достижений народного хозяйства», однако в его коллекцию сразу же начали поступать и образцы изящных искусств.

Прошлый год прошел под знаком юбилея тверского музея – первого крупного хранилища редкостей и древностей в провинциальной России, открывшегося в 1866 году. Задумывался он как своего рода «выставка достижений народного хозяйства», однако в его коллекцию сразу же начали поступать и образцы изящных искусств. Так сложилось исторически, что 140-летний юбилей праздновали не один, а сразу два музея: на определенном этапе развития художественные коллекции были выделены в самостоятельное учреждение, в Калинине была сформирована областная картинная галерея. Произошло это 15 февраля 1937 года.

К двойному юбилею сотрудники картинной галереи подготовили выставку «У истоков коллекции», в которую вошли некоторые наиболее значимые приобретения Тверского музеума за первые пятьдесят лет его существования. Экспозиция сравнительно невелика, и на то, как рассказал заведующий научно-экспозиционным отделом галереи Владимир Биберин, есть объективные причины. Дело не в том, что эти экспонаты не сохранились, как раз наоборот. Но выявить их в собрании достаточно трудно: музей пережил несколько исторических катаклизмов, вещи перемещались по разным зданиям и хранилищам, документы терялись или уничтожались. По счастью, до революции Тверской музеум ежегодно публиковал отчеты о новых поступлениях. Так что теперь зрители могут получить представление о том, с чего начинался музей; многие вещи, кстати, экспонируются впервые за последние девяносто послереволюционных лет.

В самой первой экспозиции музея, подготовленной к его официальному открытию, был портрет известного гравера Николая Уткина (кстати, нашего земляка), выполненный предположительно его учеником Афанасьевым. Этот экспонат и есть реальное начало художественной коллекции.

Создание музея жители Твери и губернии восприняли как нужное общественное дело. И потому во множестве передавали туда семейные реликвии и раритеты. Считается, к примеру, что предметы из дворянских усадеб начали поступать в губернский музей лишь после революции. Однако на выставке экспонируются два уникальных (в других музеях ничего подобного нет) деревянных барельефа «Крестьянская свадьба», переданные музею владельцами усадьбы Новоселье Корчев­ского уезда еще 1883 году.

А вот происхождение «Портрета дамы с высокой прической», датированного второй половиной ХVIII века, до сих пор неизвестно. Однако известно, что подобным видом художественного творчества очень увлекались просвещенные помещики. Портрет написан на стекле и, по всей видимости, мог служить ширмой для свечи или лампы. Владимир Биберин рассказал, что в процессе подготовки выставки пробовали подсветить портрет – и он оживал, в невыразительной на первый взгляд вещи появлялись яркость и глубина. Жаль, что в экспозиции это сделать технически невозможно.

Не удалось выявить и происхождение большой коллекции медалей последней трети ХVIII века из знаменитой «исторической» серии, задуманной и «срежиссированной» лично императрицей Екатериной. Над этой серией работали лучшие российские и европейские медальеры, известно, что в материале удалось воплотить около ста сюжетов. Тверская коллекция оказалась достаточно полной, она насчитывает 67 медалей.

С пониманием отнеслось к новому начинанию и духовенство. В 1900 году настоятель кашинского Дмитров­ского монастыря архимандрит Арсений передал в музей работу неизвестного художника второй половины ХVIII века «Хор архангелогородского епископа Арсения Верещагина». Эта вещь имеет еще и историко-мемориальную ценность, поскольку Арсений Верещагин впоследствии стал тверским епископом.

Среди образцов иконописи привлекает внимание доска с изображениями отдельных фрагментов иконописных образов. Это «доска знаменщика» начала ХIХ века – своего рода учебное пособие для начинающего иконописца, где приведены канонические образцы иконографии, примеры написания ликов, кистей рук и ступней. Из того же ряда – незаконченная работа из мастерской известного тверского иконописца Семена Глазков­ского. Это единственный сохранившийся экспонат большой выставки «В мастерской иконописца», где были последовательно представлены все стадии создания иконы – от чистой, еще не покрытой левкасом доски до готового законченного произведения.

Сложнее всего выявлять в собрании предметы декоративно-прикладного искусства. По счастью, в книгах учета поступлений иногда встречаются описания чуть более подробные, нежели «чашка с голубыми цветочками». Так удалось опознать фарфоровый молочник Севрской мануфактуры начала ХIХ века. Оказалось, что он поступил из усадьбы Коноплино, и его когда-то держал в руках писатель Лажечников.

Немалую часть предметов удалось определить и датировать именно в процессе подготовки этой выставки. Остается лишь предполагать, сколько еще уникальных, мемориальных и просто интересных вещей скрывается в музейных фондах. Так что очередной юбилей – это хороший повод для дальнейших изысканий.

Наталья ЗИМИНА

12

Возврат к списку

В тверском регионе началась масштабная ремонтная кампания
«С утра полили дорогу битумом, сейчас придет асфальтоукладчик, сделаем съезд – и, в общем, все», – мастеру Виктору Лопакову приходится говорить громче обычного, иначе из-за шума машин мы его просто не услышим. 
21.07.201719:44
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость