07 Декабря 2016
$63.87
68.69
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Освободите от разума свое сердце!

К такому способу познания мира призвал молодых художников академик Виктор Иванов, открывая большую всероссийскую выставку, которая в течение трех недель будет экспонироваться в Центральном Доме художника на Крымском валу. Он посоветовал «юношам, обдумывающим житье», не обращать внимания на веяния и тенденции современной реальности и творить, руководствуясь лишь собственным внутренним мироощущением.

К такому способу познания мира призвал молодых художников академик Виктор Иванов, открывая большую всероссийскую выставку, которая в течение трех недель будет экспонироваться в Центральном Доме художника на Крымском валу. Он посоветовал «юношам, обдумывающим житье», не обращать внимания на веяния и тенденции современной реальности и творить, руководствуясь лишь собственным внутренним мироощущением. Как показала экспозиция, у маститого художника есть все основания для подобного комментария.

Всероссийской «Молодежки» не было пяти лет. Начиная подготовку к этой выставке, руководство Союза художников и прочие заинтересованные лица всерьез забеспокоились: по большому счету, было практически неизвестно, чем сейчас занимается новое поколение, заинтересовано ли оно в поиске своего места в контексте традиционного реалистического искусства, вообще с кем они – художники начала ХХI века?

Потом забеспокоились уже по другому поводу: на выставком обрушился целый шквал работ. Несмотря на нынешние далеко не тепличные условия, на трудности с финансированием и транспортировкой, экспонаты везли со всех концов России, от Калининграда до Владивостока. Экспозиционная комиссия работала разве что не круглые сутки. И это при том, что отбор проходил в несколько этапов: в течение всего прошлого года в регионах шли городские и областные смотры, и в Москву прибыли лишь сливки. Всего было принято две с половиной тысячи работ.

Тверская область в очередной раз подтвердила давнюю репутацию оплота русского реалистического искусства, основанного на крепкой классической школе: финальный выставком принял практически все работы, отобранные в Тверском отделении Союза художников. Не все они вошли в экспозицию, но место в официальном каталоге выставки «Молодые художники России» им уже обеспечено. Тверскую область в общероссийской художественной панораме представляют иконописец Глеб Мамонов, художник по фаянсу Анна Хотунцева, живописцы Дмитрий Киреев и Роман Усачев (который, впрочем, уже считается московским художником), графики самых разных направлений – Варвара Ситникова, Надежда Герасименко, Кира Петушкова, Юлия Ананьева, Олег Орешкин. Всего четырнадцать явно перспективных либо уже имеющих достаточно серьезную репутацию мастеров.

Конечно, не стоит считать, что все работы стали для экспозиционного комитета открытием. Союз художников отслеживал наиболее талант­ливую молодежь, по преимуществу выпускников серьезных художественных вузов страны. Так, для живописцев, окончивших с отличием Суриковский и Репинский институты, был организован специальный заезд на Академическую дачу. Наиболее перспективные из них работали в Вышневолоцком районе и в других Домах творчества в течение всего лета, там задумывались и создавались серьезные по замыслу и исполнению произведения, которые в итоге и оказались в залах ЦДХ. А как же иначе, если непосредственно на «Академичке» за художниками по-отечески присматривал и давал чрезвычайно полезные в профессиональном смысле советы лично председатель Союза художников России Валентин Сидоров.

Открывая выставку, и Валентин Михайлович, и его коллеги по художественному цеху много говорили о необходимости хранить и передавать молодым поколениям традиции русской реалистической школы. Судя по экспозиции, процесс передачи идет более чем успешно. Поднявшись на третий этаж ЦДХ, мы, признаться, даже несколько растерялись – уж не заблудились ли? Вот висит большой натюрморт с клюквой – такой мог бы написать тверской классик Вячеслав Шумилов. Ан нет. Автор – студент питерской Академии художеств, человек совсем другого поколения. Чего в экспозиции практически нет, так это бунта и протеста, бури и натиска – чего, собственно, всегда ждали именно от молодежных выставок.

Упомянутый академик Виктор Иванов обозначил проблему еще более глубоко. Главной угрозой современному реалистическому искусству он считает тенденцию к реконструкции старых, фактически уже отживших изобразительных приемов в сочетании с рыночной конъюнктурой. Пресс-секретарь выставочного зала Московского товарищества живописцев Яна Поклад расшифровала высказывание академика следующим образом. Вот девушка, недавно окончившая, допустим, Суриковский институт и хорошо знакомая со всем художественным процессом в изобразительном искусстве второй половины ХХ века. Пишет она тем не менее в манере пятидесятых годов, как будто в течение последующего полувека не было никакого естественного развития. Что это, если не регресс? А если учесть нынешнюю моду на ностальгию по большому имперскому стилю – о каком самостоятельном творчестве может идти речь? Справедливости ради, это относится далеко не ко всем молодым художникам, но тенденция неприятная.

Конечно, художнику тоже хочется кушать. Здесь Виктор Иванов сурово заметил: «Никогда не жалуйтесь на условия работы. Искусство безжалостно!» – и послал всех на выставку Вячеслава Иванова: «Продолжайте его!»

В кулуарах удалось услышать еще про одну тенденцию последних лет. Она, впрочем, очевидна: в экспозицию вошло непропорционально много работ, в той или иной мере посвященных православной тематике. Архитектурные пейзажи, интерьеры храмов, жанровые сценки с церковными праздниками… Что это – искренняя симпатия к стремительно возрождающейся духовной традиции или стремление (впрочем, с точки зрения здравого смысла вполне понятное) «оседлать волну»? Учитывая серьезную экспансию Русской Православной Церкви в светскую общественную и политическую жизнь современной России, последнее исключать никак нельзя. А это уже называется нехорошим словом «конъюнктура». Валентин Сидоров, говорят, был весьма недоволен.

Впрочем, не все были столь категоричны. Советник Федерального агентства по культуре и кинематографии Валерий Перфильев отметил, что Союз художников делает колоссальное дело, помогая тем, кому сейчас трудно. Выставка же прежде всего показала, что русская академическая школа как основа основ до сих пор сильна. А дальше каждому ее участнику предстоит самое важное – выбрать свой собственный путь в искусстве. Эта же мысль прозвучала в послании Владимира Путина, которое зачитал советник президента Юрий Лаптев: молодежная выставка стала значимым и актуальным явлением в художественной жизни России, и участие в ней поможет многим талантливым молодым художникам остаться в профессии. А потом – время покажет. Через много лет именно глазами этих художников люди следующих поколений будут смотреть на жизнь России начала ХХI века.

Наталья ЗИМИНА

18

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Тверской государственный медицинский университет отметил 80-летие
Они встретились после долгой разлуки: юбилей – замечательный повод вспомнить о том, как поступили, учились, играли свадьбы, практиковали уже в статусе родителей, преподавали и лечили, лечили…
06.12.201609:33
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию