03 Декабря 2016
$64.15
68.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Конкретный вид конкретного именья

Чуть больше недели остается до того трагического дня, когда 170 лет назад остановилось сердце Пушкина. Этой дате посвящена выставка графики Владимира Варламова, открытая в Тверском филиале «Торжокуниверсалбанка». К дню памяти Пушкина здесь вывесили пятнадцать графических листов, на которых изображены места Тверской губернии, где бывал поэт.

Чуть больше недели остается до того трагического дня, когда 170 лет назад остановилось сердце Пушкина. Этой дате посвящена выставка графики Владимира Варламова, открытая в Тверском филиале «Торжокуниверсалбанка». К дню памяти Пушкина здесь вывесили пятнадцать графических листов, на которых изображены места Тверской губернии, где бывал поэт.

Число выставленных работ некоторым образом совпадает с общим количеством выставок, которые уже состоялись в этом помещении. Однако какой-то мистики или нумерологического смысла в этом искать не стоит – просто на свободных стенах как раз пятнадцать работ довольно крупного формата и уместилось. Для этой выставки Владимир Варламов, проиллюстрировавший более тридцати книг, график и живописец, по-новому оформил свои работы, однако, видимо, так спешил успеть к вернисажу, что некоторые листы в паспарту вы-глядят несколько кривовато. Это, конечно, не портит общего впечатления и воспринимается всего лишь как досадная оплошность, вызванная поспешностью. К счастью, в самой графике спешки совсем не наблюдается, напротив, в глаза просто бросаются тщательность и скрупулезность, с какими художник подходил к не совсем новой в общем-то теме.

Тверская изобразительная пушкиниана имеет давнюю и славную историю – кисти Исаака Левитана принадлежит знаменитый пейзаж «У омута»; Софья Кувшинникова, которую с Левитаном связывали нежные чувства, писала дом в Курово-Покров-ском. Тверские художники Геннадий Ореликов, Константин Первухин, Ростислав Благовещенский, Людмила Юга и многие другие обращались к тверскому периоду биографии поэта. Да и сам Владимир Варламов еще в восьмидесятых годах прошлого века публиковал свои рисунки из цикла «Пушкинские места Верхневолжья». Мне известны две такие публикации – в первом номере журнала «Волга» за 1987 год и газете «Смена» в 1984 году. В итоге, если собрать все вместе, может получиться обширный каталог и графических, и живописных произведений.

Понятно, конечно, такое внимание художников к пушкинской теме. Мало того что в прежние времена поэт был возведен в ранг иконы советского искусства, так он еще и сам не отказывал себе в удовольствии порисовать на краях рукописей. Если посмотреть на рабочие тетради, которыми пользовался Пушкин во время пребывания в тверском крае, то найдешь в них множество зарисовок: деревья, кусты, речушки и пригорки, многое другое. Стоит лишь сказать, что тверское происхождение, например, пушкинского «Пейзажа с соснами» не так давно было оспорено современными исследователями, которые установили, что нарисован он был вовсе не под впечатлением от митинской усадьбы Львовых. Но это уточнение важно больше для науки, а не для изобразительного искусства – художники по-прежнему выдают свои варианты твер-ской пушкинианы.

В этом отношении выставленные рисунки Владимира Варламова начала 1990-х годов можно считать одним из таких многочисленных вариантов. Они отличаются, конечно, от других, но «независимый художник» Варламов (так о нем сказано в аннотации к выставке) все же не выходит за рамки традиционного представления и о Пушкине, и о местах, в которых он бывал. Собственно говоря, особых вольностей в трактовке художественной темы сам герой не допускает, здесь все должно быть серьезно, выверено, максимально конкретно и точно. Известен и сам маршрут следования мысли художника-графика, ограниченный Пушкинским кольцом: Тверь, Берново, Малинники, Торжок, Старица, Курово-Покровское, Грузины. Павловское в этот перечень, который предлагает выставка, не входит. Может быть, потому что и делать там сегодня почти нечего – разве что зарисовать с натуры остатки скотных дворов, о которых Пушкин писал в романе «Евгений Онегин».

Выставка, как и стоило ожидать, начинается с хрестоматийных изображений – памятника Пушкину в горсаду Твери, дома Вульфов в Бернове. Виды узнаются на раз. В ходе оформления работ их названия оказались закрыты паспарту, что только пошло выставке на пользу. Экспозиционные этикетки испортили бы, несомненно, эффект от узнавания тверских дворянских усадеб, в которых в XIX веке бурлила жизнь, и тверских городов, которые видел Пушкин. Пожалуй, единственную вольность в интерпретации сюжета художник демонстрирует в одном из листов, посвященных Торжку. Он интересен прежде всего тем, что Владимир Варламов весьма лихо обыгрывает в нем герб этого древнего города. В центре композиции – стая голубей, которая по большому счету организует городской пейзаж и делает его органичным.

Нельзя, впрочем, сказать, что этого качества лишены все остальные работы. Все они выполнены в строгой графической манере, когда каждая линия выполняет свою конкретную функцию, а собранные вместе, они представляют почти идеальный вид конкретного имения – будь то Курово-Покровское, или Малинники, или Коноплино. Художник когда щедро, когда скупо кидает штрихи на лист, добиваясь каждый раз своего эффекта. Погост Прутня, скажем, – это едва ли не детальное изображение, в котором линии строги и лаконичны. Виды Торжка и Старицы носят даже некоторый игровой характер – извилистые улицы, не очень прямые стены домов, исключение составляет дом Олениных в Торжке, где сейчас расположен музей Пушкина.

Пятнадцать выставленных работ Владимира Варламова нельзя сказать, чтобы особенно отличались друг от друга. Единое чувство стиля все же преобладает. Для художника важна каждая деталь, может быть, даже придуманная, как, предположим, старицкий парень, колющий дрова. В этом смысле при нарочитой подчас архитектурной и ландшафтной точности работы не лишены известной степени литературности. Без которой, по всей видимости, здесь никак не обойтись.

Евгений ПЕТРЕНКО

2

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию