08 Декабря 2016
$63.91
68.5
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Оле-Лукойе и его персонажи

В выставочном зале картинной галереи сейчас показывает свои работы редкостный по своей оригинальности и известности гость – театральный художник, дизайнер интерьеров, коллекционер, искусствовед, историк моды Александр Васильев. Открывая выставку, директор галереи Татьяна Куюкина заметила, что театральное искусство в Твери экспонируется крайне редко, тем интереснее увидеть оригинальные эскизы костюмов и декораций, созданные художником с мировым именем для оперных и балетных постановок в нескольких крупнейших европейских театрах.

В выставочном зале картинной галереи сейчас показывает свои работы редкостный по своей оригинальности и известности гость – театральный художник, дизайнер интерьеров, коллекционер, искусствовед, историк моды Александр Васильев. Открывая выставку, директор галереи Татьяна Куюкина заметила, что театральное искусство в Твери экспонируется крайне редко, тем интереснее увидеть оригинальные эскизы костюмов и декораций, созданные художником с мировым именем для оперных и балетных постановок в нескольких крупнейших европейских театрах.

Тема выставки была намеренно сужена – из своего обширного творческого портфеля Александр Васильев извлек лишь эскизы к спектаклям по произведениям Пушкина и его современника Гофмана. Выбор этот не случаен.

– В советское время Пушкин был обожествлен, – комментирует художник, – кстати, вполне справедливо. При существовавшем запрете на религию для многих Пушкин заменил Христа; ему действительно поклонялись, ему можно было поставить свечку – это было допустимо.

До Твери эта выставка экспонировалась в литературном музее Пушкина на Пречистенке, а до этого – в Бахрушинском музее. Сам художник признается, что эскизы выставляет нечасто, и называет эту экспозицию некоторым образом итоговой – в нее вошли работы, сделанные за последние двадцать лет. В их числе эскизы костюмов для оперы «Евгений Онегин», поставленной Юрием Любимовым в Национальной опере Бонна, балета «Пиковая дама» в версии Андрея Проковского в «Баллет Вест», постановки «Бахчисарайского фонтана» Национальным балетом Сеула. Самое популярное в театральной среде произведение Гофмана – конечно, «Щелкунчик». Этот балет с костюмами Александра Васильева ставили и Национальная опера Латвии в Риге, и Королевский балет Фландрии в Бельгии, и Государственная опера Турции в Анкаре. Кроме этого, в экспозицию включены эскизы костюмов и декораций к спектаклю «Гофманиана» Московского Художественного театра и романтической опере Оффенбаха «Сказки Гофмана», которую ставили Национальный театр Исландии и Государственная опера Литвы.

География, конечно, впечатляет – от Бонна до Сеула. Александр Васильев рассказал, что Пушкина сейчас ставят достаточно часто, причем, как правило, на русском языке. Соответственно приглашают русскоязычных исполнителей, которыми, оказывается, считаются поляки и болгары. Что же касается работы Художника, то тут театр может выбирать, приглашать ли более каноничного русского, или предпочесть европейского мастера, который может не знать исторического и культурного контекста и потому запросто отправит Евгения Онегина на Северный Кавказ – бывали и такие авангардные решения. Александр Васильев относится к числу наиболее востребованных художников – он подсчитал, что работал в тридцати странах, а всего посетил шестьдесят пять. Сейчас в Токио идет поставленный при его участии балет Прокофьева «Ромео и Джульетта», а в Тбилиси, в театре, руководит которым известная балерина, в недавнем прошлом прима Большого театра Нина Ананиашвили, – балет «Лауренсия».

– Мир прекрасен, поверьте мне! – радуется Александр Васильев. – Нет плохой природы и нет уродливых стран, это лишь вопрос вкуса. Как не стоит спорить о том, где самые красивые женщины; для русского человека всегда самой красивой будет русская, а для китайца – китаянка. Это тоже вопрос вкуса. Нельзя просто сказать: «Наше – лучше» – это глупо.

А и в самом деле, как не поверить человеку, который сегодня сажает розы в садике под Парижем, а завтра летит через весь континент в Южную Корею…

– Дяденька, а где ты живешь? – спросило юное создание лет пяти, с искренним любопытством разглядывавшее гостя.

– В самолете, деточка, в самолете… – ответствовал мэтр. – Дядя летает туда-сюда, туда-сюда…

Дети, а их на вернисаже собралось неожиданно много, были в полном восторге. Театральный художник Александр Васильев сам, по сути, сказочный персонаж – что-то вроде гламурного Оле-Лукойе. Черный бархатный сюртук (а сам еще говорит, что носить черное не комильфо – скукота!), крупные граненые бусы, неизменный пестрый платок вокруг кокетливо поднятого воротничка… Этот образ известен даже людям, совершенно не испорченным склонностью к изящным искусствам: «А-а, это тот, в шарфике…» Александр Васильев и преподает (причем на четырех языках), и читает лекции, и регулярно появляется в телевизионном эфире в самом разном окружении, контексте и формате. Театр одного актера, «сам-себе-персонаж», превративший всю жизнь в хорошо срежиссированный спектакль, построенный на тщательно продуманной непосредственности. Широкая не без манерности улыбка, эффектные не без наигранности жесты – не будем задаваться вопросом об искренности. Но красиво же! И эффективно: не припомню вернисажа, на котором герой дня часа полтора с наслаждением разговаривал с гостями на самые разные темы, время от времени не без кокетства умиляясь самому себе: «Ой, я такой болтливый, вы уже заметили!..»

К примеру, о работоспособности. Помимо всего вышеперечисленного – перелетов, работы над спектаклями, специфических коллекционерских забот, преподавания, выставок – есть еще и «писательство»: по условиям контракта вынь да положь – одна книга в месяц.

– Какой ужас! – хором ахнули знакомые с литературным трудом люди.

– Это не ужас, это прекрасно, когда ты востребован! – заулыбался художник. – А если за это еще и деньги платят… Писательский труд тяжелый, но приятный; согласитесь, это лучше, чем канавы копать…

Книги Александр Васильев тут же и продемонстрировал – четыре изящные вещички, сброшюрованные стопки открыток по истории моды. Всего вышло уже десять, а запланировано шестьдесят. Каждую сам собирает, сам пишет комментарий, сам оформляет. И это лишь мизерная часть «писательства».

Сразу встал вопрос о «здоровье-сберегающих» технологиях: при таком темпе жизни выглядит наш герой отменно, хотя давно уж не юноша. О собственном возрасте высказался уклончиво: больше двадцати, но меньше ста. И открыл несколько далеко не оригинальных секретов: никакого табака, никакого алкоголя, лишь апельсиновый сок. И никакого кофе, зато шоколад и еще раз шоколад – в нем содержится «витамин радости». Признался, что не любит рано вставать, но честно заводит будильник на семь утра, а ко сну отходит не раньше двух часов ночи. Что поделаешь, «отдохнем мы все в гробу», а пока нужно жить и радоваться.

– Люблю сажать! – радостно заявил художник, когда пришла очередь поговорить о хобби.

Естественно, речь шла о розах. Хозяин двух имений (одно под Парижем, другое в Литве) предпочитает классические сорта – английские розы ХVIII века и российские, века уже ХIХ, сохранившиеся только в Европе: в советской России они были утрачены. Александр Васильев весьма ехидно высказался на предмет «красной гвоздики – спутницы тревог», которая на официальном уровне вытеснила здесь все другие цветы, и открыл удивительную ботаническую тайну: оказывается, классические русские розы сохранились – где бы вы думали? – в холодной северной Финляндии! Именно там наш герой их добывает и самолично сажает. А вот уход за посадками доверяет специально обученным садовникам.

И наконец, главная страсть Александра Васильева – история моды, его огромная коллекция дамских платьев. Коллекцию исторического костюма он собирал тридцать лет. А первый ее экспонат, платье с турнюром 1880-х годов, купил в шестнадцать лет по совету тетушки за целых десять рублей. Тогда это было несложно – вроде бы ненужное старье несли на помойку, а то и сжигали. И только совсем недавно поняли: историко-культурное наследие!

Сейчас коллекция Александра Васильева обширна и репрезентативна. Помимо прочего, отдельный раздел составляют одежды не штампованных «звездюлечек», а настоящих, без кавычек, звезд высокого искусства – сценические костюмы актрисы Натальи Фатеевой, великих балерин Майи Плисецкой и Галины Улановой. Однако в России увидеть ее практически невозможно – таможенные правила не приветствуют ввоз в Россию частных коллекций, и еще менее рады ее вывозу: заплатить придется едва ли не больше, чем стоят сами экспонаты.

То же и с созданием в России музея истории моды – оказывается, его никогда не было и до сих пор нет! По словам Александра Васильева, идея-то есть, а вот власти (видимо, московские) как-то почему-то до сих пор опять же не приветствуют. А ведь, если подумать, мода – это идеальный барометр бытования материальной культуры хоть ХV, хоть ХХI века.

Впрочем, отвлечемся от таможни и властей и вернемся к бытовым подробностям. Вернисаж отложили на день, поскольку Александр Васильев чисто физически не успел прилететь в Москву, а потом приехать в Тверь из Парижа. А в Париж он не успел из Лондона, поскольку его накрыл ураган с добрым русским (в смысле греческим) именем Кирилл. Татьяна Куюкина не отказала себе в удовольствии зачитать присланное ей длинное SMS. Поезда в тоннеле под Ла-Маншем отменили. Все честно сидели на вокзале. Потом англичане подумали – и разъехались по домам. Немцев рискованным образом увезла «Люфтганза». А русский художник еще сутки тусовался на вокзале в дивной компании тщательно упакованных платьев ХVIII века. Вот это и называется гражданин мира.

Наталья ЗИМИНА

10

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Твери прошел городской молодежный марш-бросок «Москва за нами!»
Несмотря на снег и холодный пронизывающий ветер, они пришли сюда, чтобы отдать дань памяти тем, кто ровно 75 лет назад остановил фашистских оккупантов на подступах к столице нашей Родины и перешел в контрнаступление, изменившее ход Великой Отечественной войны.
07.12.201620:02
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию