24 Февраля 2017
$57.48
60.45
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Огнедышащий Макс

Так определил глубинную душевную сущность художника Максима Райкова его друг и коллега по дизайнерскому цеху. Персональная выставка работ Максима «Маски смотрят на картины» открылась на днях в библиотеке гарнизонного Дома офицеров.

Так определил глубинную душевную сущность художника Максима Райкова его друг и коллега по дизайнерскому цеху. Персональная выставка работ Максима «Маски смотрят на картины» открылась на днях в библиотеке гарнизонного Дома офицеров.

Определение оказалось вдвойне точным. С одной стороны, выпускник Тверского художест­венного училища имени Венецианова уже одиннадцать лет служит в пожарной части города Лихославля. Этой теме, кстати, посвящена одна из живописных работ – справедливости ради, далеко не самая удачная. С другой стороны, не столько огненная, сколько солнечная стихия присутствует во многих пейзажах. Художник определенно предпочитает желтый цвет всем прочим. И цвет отвечает ему взаимностью: лучшие работы в экспозиции – именно те, в которых все оттенки желтого присутствуют иногда в излишних количествах. Но именно это излишество парадоксальным образом их и украшает.

Сам художник говорит, что в живописи он работает в двух направлениях. Одно он назвал «символическими фантазиями» и признался, что некоторые сюжеты ему приснились. Оказалось, впрочем, что воплотить сны на холсте весьма непросто: многие работы в этом жанре выглядят претенциозно, но при этом на редкость неубедительно. Исключение составляет, пожалуй, композиция «Собаки» (которых практически все зрители принимали за волков) – своего рода «блюз бродячих собак», агрессивный, динамичный и весьма декоративный.

Куда более убедителен Максим Райков в качестве пейзажиста-реалиста. Впрочем, реализм у него достаточно своеобразный – в нем странным образом сочетаются признаки наивного искусства и колористический экспрессионизм. Не буйство красок (зачастую ничем не оправданное), характерное для самодеятельных художников, а именно грамотное использование того самого желтого цвета в самых радикальных его оттенках. Здесь особенно хороша серия пейзажей Лихославля – сонного провинциального городка, всегда залитого солнцем. Интересны и две вещи из серии «Руины», написанные в хитром ракурсе стены, остатки разноцветных обоев на которой складываются в изысканный орнамент.

Но главная гордость Максима – маски из папье-маше. Он рассказал, что родился в Магадане, где полгода стоит полярная ночь. Соответственно после месяцев темноты новогодний праздник воспринимается особенно ярко, и эта жажда карнавальной пестроты сохранилась у художника и по сей день. Сыграла свою роль и запомнившаяся тоже с детства маска, висевшая на стене. «Она была страшная, – говорит художник, – и потому будила фантазию». Любопытно, что маски большого размера, выполненные в сложной технике с использованием ткани, выглядят на редкость невнятно: таких принцесс рисуют в тетрадках прилежные пятиклассницы. А вот маски более традиционные, сопоставимые с масштабом человеческого лица, весьма хороши. Особенно развернулся Максим в этнической серии, которую решил с завидной оригинальностью, не копируя традиционные фольклорные образцы. В «Африке» появилось нечто от стиля хай-тек, «Русская Азия» украшена зеркальцем (надо полагать, это символ азиат­ской самоуглубленности) и заковыристыми конструкциями, напоминающими молекулярные структуры, а среднерусский «Лесовик» удивительным образом вызвал ассоциации с хохломской росписью, хотя в нем нет ничего от традиционных мотивов этого промысла.

В этой технике Максим делает не только маски. Едва ли не самым колоритным экспонатом выставки оказался чрезвычайно яркий и декоративный дракон. Точнее, дракониха с наивными голубенькими глазками, кокетливо стоящая на цыпочках и сверкающая многочисленными зеркальцами. Помимо чисто выставочных вещей такого рода работы имеют и практическое применение. Оказалось, что Максим Райков участвовал, в частности, в оформлении ночного клуба «Лузитания» – он сделал украшающих это заведение многочисленных и разномастных рыб. Так что завсегдатаям клуба просто необходимо посмотреть эту выставку – публика должна знать своих героев.

Наталья ЗИМИНА

40

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Пожар в Детской областной клинической больнице в Твери обошелся без жертв
Возгорание произошло в первом часу ночи, 24 февраля. Огнем занялась кровля детской областной больницы, что на улице Степана Разина в столице Верхневолжья. Слава Богу, никто из детей и персонала не пострадал.
24.02.201713:34
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию