25 Апреля 2017
$56.08
60.85
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Уйти в ночное

В России есть замечательная традиция праздновать наступление Нового года дважды. В Твери (и не только) есть обыкновение встречать Старый Новый год не дома за столом и не под звуки курантов, а в филармонии – под джаз. В ночь с 13 на 14 января здесь прошел очередной джазовый фестиваль «Старый добрый джаз в Старый Новый год».

В России есть замечательная традиция праздновать наступление Нового года дважды. В Твери (и не только) есть обыкновение встречать Старый Новый год не дома за столом и не под звуки курантов, а в филармонии – под джаз. В ночь с 13 на 14 января здесь прошел очередной джазовый фестиваль «Старый добрый джаз в Старый Новый год».

Этот большой концерт, в котором участвуют только лучшие джазовые силы России и зарубежья, стараются не пропускать – слишком велик соблазн полностью отдаться свободной музыке и хотя бы на несколько часов почувствовать себя свободным. Перед соблазном не смог устоять и корреспондент «ТЖ». В Старый Новый год в столицу Верхневолжья приехали группа Сергея Манукяна, трио Алекса Ростоцкого, Олег Бутман, а также специально приглашенная гостья – певица из США Бэй Нефертари, которая не только певица, но и композитор, и аранжировщик.

Джазовый случай

Джаз для Твери давно стал явлением вроде бы привычным, но тем не менее всегда особым. Уже в начале 1950-х годов при кинотеатре «Звезда» существовал свой джазовый оркестр, участников которого называли «семеро смелых», а самым смелым – пианиста Петра Розенкера. Действие этой джазовой прививки не проходит до сих пор, так что нет ничего удивительного в том, что в Твери джаз не стали любить меньше. Скорее наоборот. Регулярные сейшны, проходящие в филармонии, только усиливают эффект. Ночной фестиваль «Старый добрый джаз в Старый Новый год» – один из немногих больших концертов. По статусу его, пожалуй, можно сравнить с таким же ночным фестивалем в День города Твери. Впрочем, каждый джазовый случай – это свобода и непосредственность, встречи с уже любимыми и новыми музыкантами.

Ко времени, указанному на афише (21.00), к филармонии стали стекаться люди – кто пешком, кто на собственном авто, кто на такси. Транспорт в эту новогоднюю ночь был просто необходим и являлся в самом деле не роскошью, а средством передвижения. Закончить концерт обещали только в час ночи (не самое удобное время для прогулок), но, памятуя о неуемной энергии и жизнестойкости джазменов, все заранее просчитали более поздние пути к отступлению. Думаю, никто из стремившихся в зал даже не планировал добраться домой, допустим, в час тридцать. Ведь пойти на ночной джаз – это все равно что уйти в ночное. Это всерьез и надолго.

Зал оказался предсказуемо полон, после начала концерта были заняты не только все стулья в амфитеатре, но даже, как и положено, ступеньки. Однако, можно предположить, попали явно не все: у входа в филармонию ваш корреспондент наблюдал, как некая дама справлялась о лишнем билетике. Ни у кого не оказалось. Другие же, с разогревательной целью потолпившись в фойе, поспешили занять свои места и с довольными лицами ждали вожделенной свободы, которая предстала в виде трио Алекса Ростоцкого. Именно эта команда открыла фестиваль.

И бабушкины пирожки

Алекс Ростоцкий – личность весьма примечательная, причем не только в джазовом мире. По здравому размышлению можно с уверенностью утверждать, что это самому джазовому миру его подарила тверская земля – Ростоцкий здесь родился и провел детство. О чем не упустил случая вспомнить. Например, как он с бабушкой в тридцати-градусный мороз ходил кататься на коньках. «В морозы бабушка носила муфту и, когда мы возвращались домой, в кафетерии всегда покупала мне пирожок за 28 копеек, а по дороге все время рассказывала разные истории», – ударился в воспоминания музыкант, который жил в Ржеве, а в Тверь приезжал погостить, причем приезжал не просто так, а «как в Нью-Йорк».

Тема путешествия весьма характерна для выступлений бас-гитариста Алекса Ростоцкого, музыка для него – маленькая картинка, которую он когда-либо видел, и теперь он хочет рассказать о ней публике. В частности, тверитяне услышали историю Гершвина «It’s Wonderfool» – море, небо, облака, где-то на берегу стоит бунгало, в котором живут неистовый сюрреалист Сальвадор Дали и его муза Гала… Такой ассоциативный ряд предложил сам Алекс Ростоцкий, хотя, думается, у каждого из сидящих в зале замечательная пьеса Гершвина вызвала свои думы. Другая пьеса под названием «Йо!Йо!» – свои, а импровизации на темы сочинений Модеста Мусоргского – свои. Мусоргский вряд ли появился случайно, ведь родился композитор в Торопецком районе Тверской области. Так что для Алекса Ростоцкого он почти такой же родной, как и пирожки за 28 копеек, или Тверское музучилище, которое он в свое время окончил и которое не по случайному совпадению носит имя Модеста Петровича. Играл Алекс Ростоцкий с не менее колоритными персонажами, чем он сам. Сергей Чернышов, например, долгое время работал в Мексике, в том числе и преподавателем: он профессор консерватории Мехико, был музыкальным редактором на телеканале «Ацтека». На сцене он вел себя достаточно скромно, но его колоритность от этого не страдала. А о гитаристе Павле Чекмаковском было сказано коротко и ясно: «Сегодня он будет играть, и играть гениально». Так в общем-то и вышло. Алекс Ростоцкий в конце концов не смог удержаться и придал своей гитаре не совсем свойственное ей положение – вертикальное. А что делать – свобода. Бурные продолжительные аплодисменты!

Как родных

Впрочем, любви публики хватило и остальным участникам фестиваля. Группу Сергея Манукяна приняли так же горячо, тем более что аудитория уже успела порядком разогреться. Сергея Манукяна также очень хорошо помнят, в том числе и по летнему концерту, который состоялся в филармонии пару лет назад. Тогда вокалист и композитор играл в одной программе с фьюжн-группой «Транс-Атлантик» и тем же Сергеем Чернышовым. Мастер скэта не подкачал и в этот раз. Несмотря на довольно специфическую внешность, он показал, что поэкспериментировать и похулиганить на сцене горазд и он. А как же иначе?! Музыкой Манукян начал заниматься в двенадцать лет, так что опыт в этом деле имеет весьма солидный. Причем от концерта к концерту импровизационное хулиганство крепнет и совершенствуется. С 1981 года, когда джазмен появился на джазовом фестивале в Риге, много воды утекло, но Сергей Манукян по-прежнему свободно чувствует себя в этом джазовом море. Однако все ждали хэдлайнеров – Олега Бутмана и до того не известную в Твери американскую певицу Бэй Нефертари.

Буквально накануне эти музыканты играли в Филармонии джазовой музыки в Санкт-Петербурге на VI новогоднем фестивале «Питер-Лад Jazz–2007». Так что не увидеть тверской джазовый (и тоже новогодний!) огонек просто не могли. И приехали. Публика встречала их как родных. Певица томно смотрела в зал, чем и покорила сердца мужской части зала, – действительно, взгляд, так взгляд. Впрочем, во время выступления томность перемежалась с темпераментом и некоторой эксцентричностью. Бэй Нефертари назвала тверскую публику заводной. Сама в этом и виновата, потому как спокойно сидеть и слушать «Погги и Бэсс» Джорджа Гершвина совершенно невозможно. Порукой тому – исполнение этой оперы солисткой Тверской филармонии Татьяной Скворцовой. Бэй Нефертари спела по-своему – иногда страстно, иногда нежно, но всегда эффектно.

Новый год, хоть и Старый, конечно, подразумевает наряженную елку, Деда Мороза и Снегурочку. С той лишь разницей, что праздничная пара была, естественно, с джазовым уклоном. Они радостно пригласили аудиторию спуститься в фойе и продолжить фестиваль уже там. После полуночи в филармонии царствовал джэм-сейшн. Вот где свобода-то! Полуночников развлекали от души, руку к этому приложили и тверские джазмены – Владимир Ишиев, Александр Красоткин, Ольга Булыгина. После изнурительно-веселого джэма народ начал потихоньку расходиться по домам. Говорят, впрочем, что некоторые особенно задорные продолжали джэмовать уже на улице. До утра.

Петр РУЧНИКОВ

3

Возврат к списку

Цвета нашей Победы
Мальчишек друг от друга отличить не так просто. Близнецы-погодки Ваня и Кирилл Петровы одеты в одинаковые куртки. У каждого в руке зажата двухцветная георгиевская ленточка – символ мужества и стойкости советских солдат. «Сейчас, минуту постойте, я вам их прикреплю», – говорит внукам бабушка Мария Петровна, дочь пропавшего без вести красноармейца.
24.04.201722:48
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию