18 Декабря 2017
$58.9
69.43
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Лепота!<BR><I>Хорошей глины много не бывает</I>

В музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной завершила работу 4-я Всероссийская выставка «Гончары России. Игрушка, детское творчество». Под занавес в рамках выставки состоялись конкурс молодых гончаров-игрушечников и мастер-класс, который провели керамисты из трех весьма значимых для этого промысла регионов.

В музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной завершила работу 4-я Всероссийская выставка «Гончары России. Игрушка, детское творчество». Под занавес в рамках выставки состоялись конкурс молодых гончаров-игрушечников и мастер-класс, который провели керамисты из трех весьма значимых для этого промысла регионов.

В конкурсе принимали участие молодые мастера в возрасте от 14 до 25 лет. На дилетантский взгляд, все произведения были исключительно хороши, так что на долю жюри, возглавил которое известный далеко за пределами Твери и России художник-керамист Анатолий Камардин, выпала достаточно трудная работа. Звания лауреатов конкурса получили Ольга Волокитина и Дмитрий Коновалов из Липецка, а победительницей была признана Дарья Киселева из города Черняховска Калиниградской области. Помимо прочего, она будет выдвинута на соискание премий Министерства культуры и массовых коммуникаций и Министерства образования России.

Мастер-класс проходил в лекционном зале музея. На сдвинутых столах появились глина разных оттенков, емкости с водой, несложные инструменты и приспособления. Лепили самую распространенную форму керамической игрушки – свистульку. Вот всегда было любопытно, как внутри глиняной свистульки получается полость, которая, собственно, и создает звук. Оказывается, для этого существуют самые разнообразные технологические приемы.

Абашевскую игрушку, к примеру, лепят, используя обычную палку, которая покрывается слоем глины. Получается форма, которая позволяет превратить ее в разномастных барашков, лошадей и всадников. Знаменитый «смоленский соловей» на первом этапе представляет своего рода кувшинчик, в который впоследствии наливается вода, придающая звуку особый переливчатый колорит, действительно напоминающий соловьиное пение. Считалось, что эта традиция давно утрачена, но смоленским специалистам в одной из экспедиций удалось найти людей, которые сами не занимались гончарным промыслом, но еще помнили, как именно это делается. Кстати, подобный пример есть и в Тверской области: этнограф Сергей Моряков сумел восстановить традиционную торопецкую игрушку, которая бытовала в тех местах еще

в XII веке. Однако в нынешней выставке он почему-то не участвовал.

Самую простую на первый взгляд (что явно говорит о ее древности) технологию показали мастера из Липецкой области. Романовскую игрушку связывают с известным скопинским промыслом, хотя она представляет собой совершенно самостоятельное направление в этом жанре. «Жаворонок летящий» когда-то представлял собой сакральный музыкальный инструмент, посредством которого «закликали весну». Лепится он из одного куска глины, который сначала сплющивается в «оладушек», потом сворачивается в «пельмень». Практически неуловимое движение рукой, какой-то хитрый поворот кисти – и из «пельменя» получается хорошо узнаваемый силуэт птицы. Эти свистульки отличаются особой музыкальностью не в последнюю очередь из-за особых свойств местной глины; вообще-то глину для мастер-класса предоставил Лихославльский керамический завод, но липецкие мастера привезли свою.

Расцвет романовской игрушки связывают с созданием в 1805 году курорта на базе липецких минеральных источников. Тогда появилась необходимость в специфической местной сувенирной продукции. Тут-то романовские мастера и развернулись: некоторые семьи превратились в небольшие цеха, выпускавшие по две сотни «жаворонков» в день – такую простенькую свистульку на базаре можно было обменять на одно яйцо. Но появились и намного более сложные формы; всего же в романовской традиции сложилось около полусотни образов. Так что идея о естественной связи народного творчества и туристического бизнеса не нова – ей уже более двухсот лет.

Наталья ЗИМИНА

9

Возврат к списку

Тверь отпраздновала 76-ю годовщину своего освобождения от немецко-фашистских захватчиков
16 декабря в 11 утра, преодолев мощное сопротивление противника, батальон под командованием старшего лейтенанта Степаненко пробился в оккупированный Калинин со стороны силикатного завода. Вслед за ним по соседним улицам с боями прорывались части под командованием майора Второва. А с юга с боем вошли в город правофланговые части 256-й стрелковой дивизии.
16.12.201718:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Новости из районов
Предложить новость