21 Июля 2017
$59.08
68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

«О, дайте нам елку, волшебную елку…»

Любая вещь за время своего существования проходит несколько этапов. Сначала она современная и «гламурная», потом понемногу превращается в нечто старомодное, потом про нее забывают. После чего вещь возвращается – уже как благородный антиквариат. В этом, собственно, и состоит ход истории.

Любая вещь за время своего существования проходит несколько этапов. Сначала она современная и «гламурная», потом понемногу превращается в нечто старомодное, потом про нее забывают. После чего вещь возвращается – уже как благородный антиквариат. В этом, собственно, и состоит ход истории.

В Твери уже образовалась очень элегантная традиция: в преддверии каждого Нового года компания коллекционеров устраивает выставки поздравительных открыток и елочных игрушек. Подобные открытки и игрушки есть в каждом доме – вроде бы и простенькие, и старомодные, но, собранные вместе в тщательно продуманной экспозиции, они приобретают новое художественное качество. Подобные выставки проходили в лекционном зале картинной галереи, музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной. Теперь пришла очередь областного общества любителей книги: в рамках выставки «Век русской елки» предметы из своих коллекций показывают Ната Майорова, Вера Ткаченко, Надежда Кружкова.

Подобные выставки интересны не только возможностью увидеть старинные, зачастую раритетные предметы. Это еще и повод извлечь из многочисленных источников огромное количество забавной, полезной и поучительной информации. Вот, например: весь город уже уставлен разнокалиберными и разномастными елками – живыми и синтетическими. С возвращением в современную российскую действительность православия мы вспомнили, что наряженная елка – скорее не новогодний, а рождественский символ. Однако где его истоки? В России традицию наряжать елки ввел Петр I, позаимствовавший ее у немецких протестантов. Там же она уходит в давнее дохристианское прошлое. У древних германцев ель была национальным символом, священным деревом Вотана – посредника между богами и людьми. С принятием христианства языческая символика была запрещена, но искоренить ее из народной памяти не удалось.

Считается, что елка как рождественское дерево появилась в начале XVI века в Эльзасе на северо-востоке Франции. За день до сочельника елки устанавливали в домах ремесленных гильдий, где они по сути выполняли роль родового символа. Украшали елки яблоками и орехами – символами плодородия. Стеклянные украшения вошли в моду в середине ХIХ века: как-то раз в неурожайный год настоящие яблоки пришлось заменить искусственными. Впрочем, существует и более романтическая легенда про некоего бедного стеклодува, который не смог купить яблоки и, чтобы хоть как-то порадовать детей, украсил елку сделанными им же стеклянными шарами.

В разное время елочные игрушки по-своему отражали моды и тенденции «взрослого» мира. Ну когда, как не в хрущевское время, могли украшать елки золотистыми кукурузными початками? Интересно, что в начале ХХ века дети к предпраздничным хлопотам не допускались – они могли лишь предвкушать праздник, подглядывая в приоткрытую дверь. Этот мотив «подглядывания» встречается на очень многих открытках.

Опять же, поздравительная открытка. Она не утратила актуальности и сейчас, в век мобильной связи и Интернета. А придумал ее английский государственный чиновник сэр Генри Коул. То ли он был слишком занятым, то ли просто очень ленивым человеком, но таким образом он избавил себя от необходимости лично наносить многочисленные визиты. По его просьбе художник Джон Каллот Хорсли нарисовал и размножил литографическим способом открытку с поздравлением по случаю Рождества. По другой версии, честь этого изобретения принадлежит художнику Добсону.

Интересно, что в начале ХХ века открытки четко делились на новогодние и рождественские – Дед Мороз изображался только на последних. Впрочем, хитрые коммерсанты в случае повышенного спроса снабжали новогодним поздравлением и рождественские образцы.

В советское время рождественская символика, конечно, исчезла. Открытка же, как и елочная игрушка, точно отражала современное ей состояние общества. Так, автор книги «Новый год и Рождество в открытках» Е.В.Иванов подметил, что в середине семидесятых чаще, чем когда-либо, выпускали открытки с символами государственной власти – красными звездами и флагами, Московским Кремлем и Спасской башней.

Еще одна любопытная тенденция: с середины шестидесятых, когда закончилась «оттепель» и идеологическое давление начало усиливаться, на открытках стали меньше изображать людей, отдавая предпочтение животным. Кошки, собаки, медведи, зайчики и белочки подменяли людей, как герои басен: им дозволено то, что непозволительно делать людям.

Об этих, а также о многих других тонкостях в бытовании таких, казалось бы, простых предметов, как елочная игрушка и поздравительная открытка, могут много рассказать устроители выставки «Мир русской елки». Она продлится в помещении областного общества книголюбов до 23 января.

Наталья ЗИМИНА

61

Возврат к списку

ТГМУ дал старт новому студенческому движению
Эти молодые люди учатся не только лечить людей, но и спасать их в условиях чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф. Инициатором общероссийского движения спасателей среди медицинских вузов выступил Тверской государственный медицинский университет.
19.07.201719:42
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость