25 Июня 2017
$59.66
66.68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Иногда они возвращаются

Нельзя сказать, что конфликт исчерпан и все вернулось на круги своя. Однако в окнах второго этажа здания, расположенного напротив главпочтамта, опять горит свет – на днях там открылась организованная Тверским отделением Союза художников России выставка «В городе моем», приуроченная к 65-летию освобождения Калинина от немецко-фашистских захватчиков.

Нельзя сказать, что конфликт исчерпан и все вернулось на круги своя. Однако в окнах второго этажа здания, расположенного напротив главпочтамта, опять горит свет – на днях там открылась организованная Тверским отделением Союза художников России выставка «В городе моем», приуроченная к 65-летию освобождения Калинина от немецко-фашистских захватчиков.

Тверские художники лишились своего выставочного зала около двух лет назад. Ответственный за выставочную деятельность Андрей Судаков посчитал: за это время тверские любители изобразительных искусств недосчитались более чем полутора десятков выставок. Нельзя сказать, что художники не протестовали. Была даже организована весьма изящная и выразительная акция: одну из ежегодных отчетных экспозиций (тогда пришлось переместиться в музейно-выставочный центр имени Лизы Чайкиной) открывали «вслепую»: все картины были развернуты «лицом к стене», а произведения декоративно-прикладного искусства накрыты тряпочками. Естественно, тихого протеста никто не оценил, и действия это не возымело – выставочный зал на Советской, 54 был закрыт.

Версий тогда было множество, но все более или менее однотипные – в освободившемся помещении обоснуется некое коммерческое предприятие: то ли модный бутик, то ли чрезвычайно «необходимый» тверскому обывателю игровой зал. Впрочем, было видно, что никакого ремонтно-строительного движения за высокими венецианскими окнами не происходит. И вот на днях второй этаж открылся снова. Как будто и не было этих двух лет – тот же пол, та же краска на стенах, сохранились даже веревки, на которых в былые времена подвешивались картины.

Вновь открывшийся старый зал теперь имеет статус муниципального. По такому случаю вернисаж посетила чуть ли не вся городская администрация во главе с мэром, чего раньше практически никогда не случалось. Соответственно новому статусу была сформирована и экспозиция, посвященная исключительно Твери. Впрочем, несмотря на то, что выставка приурочена к юбилею освобождения города, организаторы выставки сознательно вышли за рамки только военной тематики – в экспозиции практически нет произведений, рассказывающих о военных буднях и подвигах. Куратор выставки Марина Сафонова постаралась (и сумела) создать изобразительный ряд, представляющий город как единое целое, одновременно как обобщенный символ и живой развивающийся организм. Здесь чувствуется рука опытного экспозиционера: разноплановые, если не разномастные, произведения (все-таки творческий союз объединяет людей с очень разными тематическими, стилевыми и техническими пристрастиями), взаимно дополняя друг друга, выстроились в цельную и логичную картину, подчиненную единой идее. Марина рассказала, что некоторые произведения она буквально «выцарапывала» у авторов, поскольку именно эти конкретные работы были нужны для воплощения общего замысла. Концепция, однако!

Так, одно из центральных мест занял гобелен Анатолия Войтова «Борис и Глеб», не то чтобы иконографически точно воспроизводящий первую из исторически известных икон тверского письма, но соответствующий ей на образном уровне. В числе знаковых оказалась и масштабная вещь Александра Дубова «Март. Первоклассница» 1965 года: город может быть и таким. Конечно, в экспозицию вошли по преимуществу пейзажи – и масштабные панорамы Бориса Запруднова, и на первый взгляд неприметные уголки Юрия Смирнова, и в значительной мере обобщенные полотна из «белого цикла» Николая Дочкина.

В разговорах с художниками выяснялись иногда очень любопытные подробности. Известный график Владимир Анисимов совершенно неожиданно выставил живописный этюд. Рука склонного к графическим экспериментам мастера, конечно, чувствуется: двухэтажный деревянный домик превратился у него в экспрессивно написанный суровый готический замок. Интрига же состоит в том, что это не просто «образец гражданской архитектуры», а расположенный на берегу Тверцы дом Макарова – архитектора, который восстанавливал разрушенный Калинин.

Напрямую отсылает к заявленной теме выставки разве что композиция Бориса Федорова «Освобождение. Первая победа» – эффектный и драматический взрыв стеклянных граней. Но и здесь, как и во многих других выставленных вещах, художник ориентируется не на прямолинейную фигуративность, а на ассоциативное восприятие разрабатываемого образа. Такова и живопись на дереве Галины Камардиной, и монументальный многосмысловой гобелен «Человек» Армена Бабаева, и новая графика Виктории Воеводиной, и премилые керамические «выхухоли» Татьяны Погодиной. Все это разные грани одного масштабного образа – города, в котором мы живем.

Наталья ЗИМИНА

10

Возврат к списку

Сегодня столица Верхневолжья отмечает 882-й день рождения
Атмосфера большого праздника витает в воздухе с самого раннего утра. К полудню к городским площадкам, задействованным в торжествах, начали стекаться горожане и гости областной столицы. На Театральной площади развернулся фестиваль ретро-автомобилей и выставка «АвтоСТОП: 20 лет вместе».
24.06.201720:23
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
Новости из районов
Предложить новость