23 Мая 2017
$56.5
63.17
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия


День Победы-2017 в Тверской области | Видеотрансляции

Торжества, посвященные празднованию 72-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, в прямом эфире.

Подробнее

Новости дня
Культура01.06.2010

Обменная гастроль, или Валентин – не Валентина

В субботу на сцене Тверского театра юного зрителя прошла тверская премьера спектакля Кимр-ского театра драмы и комедии «Синий платочек». Произошло это в рамках обменных гастролей: в это же время в Кимрах ТЮЗ показывал спектакль «Поллианна».

В субботу на сцене Тверского театра юного зрителя прошла тверская премьера спектакля Кимр-ского театра драмы и комедии «Синий платочек». Произошло это в рамках обменных гастролей: в это же время в Кимрах ТЮЗ показывал спектакль «Поллианна».

Спектакли Кимрского театра тверской зритель не видел уже четырнадцать лет. Понятно, что за столь долгое время образовался свое-образный вакуум – в Кимрах не знали, что творится в тверских театрах, в Твери имели весьма смутное представление о том, какие спектакли идут на кимрской сцене. По существу, труппы и публика находились в условиях изоляции, возникшей по непонятным причинам. Обменные гастроли, придуманные руководством ТЮЗа и Кимрского театра, стали за много лет первым шагом, который, может быть, поправит ситуацию. Конечно, если за ним в грядущих сезонах последуют другие.

Премьера спектакля «Синий платочек», поставленного по комедии Валентина Катаева художественным руководителем Кимрского театра драмы и комедии Олегом Лавровым, состоялась в апреле нынешнего года («ТЖ» писала о нем в номере за 19 апреля). В свое время, а точнее, в 1942 году, водевиль, написанный Валентином Катаевым по заказу едва ли не за два дня, был весьма популярным, да и призван он был «поднять дух советских людей». Однако пьесу, хоть и заказную и наполненную поэтому положенной идеологической мишурой, совсем скоро осудили, так как посчитали, что советские люди не могут быть такими примитивными.

Олег Лавров от идеологических штампов избавился и поставил спектакль не столько о войне, сколько о людях. Получилось некое воспоминание – то трогательное, то трагическое, то смешное. Разыгрывается история на фоне весьма минималистских декораций, из которых самая главная – стол. Сначала почти из полной темноты на нем появляются макеты домов: так герои обозначают место действия, строят город Щеглы, в котором они живут. И получаются как бы две игровые площадки: собственно сцена, на которой происходит действие, и стол как отдельное жизненное и театральное пространство. Обыгрывается это весьма выразительно еще и за счет введения в спектакль кукольных персонажей, жителей этого кукольного городка, которые дублируют «живых» персонажей – пионера Валю, бабушку Ксению Петровну Ложкину, сексапильную Валентину Альфредовну Петрушкину и других.

В спектакле нет каких-то особенных театральных эффектов, местами он смотрится вообще как этакая элегия. В общем-то грусть – один из самых главных, пожалуй, мотивов в «Синем платочке». Однако Олег Лавров значительно расширяет семантическое поле. Грусть сменяется смехом, смех – трагедией, без которой, собственно, и невозможен рассказ о войне. Впрочем, режиссер почти не показывает зрителю военных действий, война вообще выносится им за скобки, поскольку речь идет не о ней, а об отношениях между людьми. Все фронтовые эпизоды (а он, по сути, один) решены метафорически эффектно. Как, например, сцена гибели советского танка: игрушечный, он, однако, горит очень реально, а сквозь огонь зритель видит лица танкистов, сидящих за столом.

Комическая часть пьесы построена по принципу «одно вместо другого». Пионер Валентин вкладывает в посылку на фронт собственноручно вышитый синий платочек, письмо подписывает «Валя», от этого и происходит путаница. Танкист Федя Солнцев влюбляется в Валю, совсем не подозревая, что Валентина – Валентин. Однополчане Солнцева грезят об отправительницах других писем, которые они получили, а один из танкистов заочно испытывает нежные чувства к Ксении Петровне Ложкиной, даже не подозревая, что она давно уже не девушка, а бабушка.

С образом бабушки вообще связано в этом спектакле многое – не только привычное «хранительница домашнего очага». В партитуру постановки включено стихотворение, посвященное бабушкам, которое переносит весь рассказ о синем платочке из прошлого в настоящее и даже будущее. Есть в такой трактовке вполне узнаваемый, «гончаровский», след. В романе «Обрыв» есть размышления о роли женщины в мировой истории. Женщина выступает как своего рода спасительница человечества, есть у Гончарова и сравнение бабушки Татьяны Марковны и «великой бабушки России». В этом смысле Лавров весьма близок к Гончарову. Героиня актрисы Егоровой словно бы аккумулирует и мудрость человеческую, и доброту, которая объединяет людей и дает им стимул жить дальше. Поэтому в финале, когда все герои скрываются в темноте и, невидимые зрителю, поют песню о «синеньком скромном платочке», на сцене остается одна только бабушка.

P.S. Интервью с Олегом Лавровым читайте в среду.

Евгений ПЕТРЕНКО

36

Возврат к списку

«Волжский хоровой собор» принял коллективы из Чехии, Литвы, Венгрии и Белоруссии
В Тверской области завершился IV международный фестиваль «Волжский хоровой собор». Свое мастерство показали лучшие хоровые коллективы из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Кирова, а также из Чехии, Литвы, Венгрии и Белоруссии. 
22.05.201721:43
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию