25 Июля 2017
$59.66
69.47
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Год № 70. Осень № 37

В Тверской академической филармонии начался новый сезон и фестиваль «Музыкальная осень», первый концерт которого был посвящен Дмитрию Шостаковичу.

В Тверской академической филармонии начался новый сезон и фестиваль «Музыкальная осень», первый концерт которого был посвящен Дмитрию Шостаковичу.

Фестиваль «Музыкальная осень в Твери» стал первым в череде будущих событий, связанных с отмечающимся в этом году семидесятилетием Тверской филармонии. Открытие ее состоялось 26 октября 1936 года большим концертом с участием собственного симфонического оркестра под управлением маэстро Целиковского и знаменитого тенора Ивана Козловского. С тех пор, конечно, много воды утекло (хотя 70 лет для филармонии не возраст), но традиция открывать очередной сезон большим концертом осталась.

Выбор Шостаковича на роль главного композитора церемонии открытия 37-й «Музыкальной осени» не случаен – в этом году весь мир празднует 100-летие со дня его рождения. Однако есть здесь и свои, особенные сближения. Почти семьдесят лет назад, в январе 1936 года, вторую оперу Шостаковича, написанную им по мотивам повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», посетил Сталин. Через несколько дней в официальной «Правде» появилась разгромная статья «Сумбур вместо музыки», в которой говорилось и об отсутствии в опере простой понятной мелодии, и о «дергающейся, крикливой, неврастеничной музыке». В этой связи 37-й номер фестиваля вызывает, хоть и не обоснованные, но вполне определенные ассоциации. Композитор неоднократно подвергался то нападкам советских партийно-музыкальных критиков (в 1948 году его обвинили в формализме и декадентстве, совершенно чуждых простому народу), то получал поощрения за идеологически правильные, по поручению написанные сочинения (например, за музыку к фильму «Молодая гвардия»). Несмотря на все хитросплетения судьбы, гением Шостаковича называли еще при жизни. Он был, пожалуй, единственным композитором XX века наряду с Альфредом Шнитке, который никогда не просил музыкантов исполнить его произведения, это происходило по собственной инициативе артистов.

Программа первого концерта начавшегося фестиваля была сверстана еще в прошлом году, а для участия в нем приглашены Николай Петров, Марк Дробинский и Алексей Корнильев. «Для России планирование программы за год – это очень много, обычно все бывает совсем не так», – сказал Николай Петров в разговоре с корреспондентом «ТЖ». «Я считаю, – добавил прославленный пианист, – что в Тверской губернии совершен административный подвиг: в такое сложное время здесь создан оазис настоящей культуры. Тверская филармония по всем параметрам не уступает столичным». Именно поэтому Николай Петров уже более двадцати лет, почти ежегодно, дает концерты в Твери. Виолончелист Марк Дробинский также частый гость губернской столицы. Оба музыканта были знакомы с Дмитрием Шостаковичем, Марк Дробинский консультировался с композитором по поводу исполнения его сочинений.

В первом отделении концерта прозвучал концерт № 1 для виолончели с оркестром. Его первое исполнение состоялось в Ленинграде 4 октября 1959 года, солировал тогда Мстислав Ростропович. С этим связана довольно любопытная история. Ростропович услышал о новом концерте Шостаковича по радио и едва ли не обиделся на композитора, который ничего ему не сказал, однако уже через несколько минут раздался телефонный звонок из Ленинграда. Звонил Шостакович. Первый виолончельный концерт он посвятил именно Ростроповичу. Вторым исполнителем этого сочинения был Марк Дробинский. Нередко этот концерт связывают с творчеством Моцарта, прежде всего потому, что и венский классик, и Шостакович привносят в свою музыку некий игровой элемент. Только у Моцарта он окрашен в лирические тона, а у Шостаковича носит трагифарсовый характер. Именно поэтому композитор за иронией и гротеском скрыл свое искреннее, иногда мучительное переживание событий, происходящих в мире. Здесь много зависит от солиста, поскольку это сочинение Шостаковича позволяет раскрыть богатые возможности виолончели.

Исполнительская манера Марка Дробинского примечательна уже сама по себе, он весь находится в мире музыки. Левая рука музыканта, если смотреть из зала, кажется, легко скользит по грифу, а пальцы как будто бы вовсе не касаются струн. Однако визуальный эффект оказался, конечно, несравним с собственно музыкальным, поскольку Марк Дробинский добился того, что виолончель звучала как человеческий голос – с эмоциями, чувствами, впечатлениями. Трагически-печальный монолог виолончели, который звучал в третьей части концерта, был выше всяких похвал. Что примечательно, солист и камерный оркестр «Российская камерата», которым дирижировал Андрей Кружков, составили единое целое. Сольная и оркестровая партии не казались чем-то отдельным друг от друга, они удачно, экспрессивно, иногда мощно дополняли друг друга. Слушатели не сразу справились с потрясением, даже аплодировали поначалу нерешительно, однако уже через несколько секунд аплодисменты стали просто оглушительными. Марку Дробинскому ничего не оставалось делать, как сыграть на бис. Причем после прелюдии ко второй сюите Баха за кулисы он сразу не ушел: внимательно оглядел публику, махнул рукой и вновь стал играть.

Первый концерт для фортепиано с оркестром, который еще называют «концертом с трубой», Николай Петров исполняет, по его собственным словам, всю жизнь. Это сочинение вошло в программу второго отделения. Шостакович был замечательным пианистом и, уже учась в консерватории, стоял на распутье – то ли выбрать инструмент, то ли полностью отдаться композиции. Первый фортепианный концерт впервые он сыграл в 1933 году в Ленинграде с Ленин-градским филармоническим оркестром. По масштабу и значимости это сочинение сравнимо со вторым концертом Рахманинова и первым Чайковского. Сценарий первого отделения повторился и во втором. Николай Петров, трубач Алексей Корнильев и «Российская камерата» составили безупречный ансамбль, погрузив аудиторию в игровое пространство концерта, который посвящен в общем-то смеховой культуре, а сам смех рассматривается в нем как благородная человеческая эмоция. Эмоций, надо сказать, было более чем достаточно, чем ближе к финалу, озорному и бурному, с блестящим соло фортепиано, тем накал их в зале усиливался все больше и больше.

В понедельник фестиваль «Музыкальная осень» продолжился благотворительным концертом солистов и коллективов филармонии «Семь десятилетий музыки», посвященным Дню пожилого человека. А в четверг специально для детей пройдет программа «С днем рождения», рассказывающая об истории филармонии.

Евгений ПЕТРЕНКО

18

Возврат к списку

День русской деревни в Ржевском районе прошел весело, громко, вкусно и ярко
Дым из трубы над деревянным домом, милые бабушки, коровы в поле, тихая рыбалка на речке, чистый воздух, трудолюбие и усердие – вот лишь некоторые ответы на вопрос, с чем у вас ассоциируется русская деревня. Их мы получили во второй главный день народного праздника в Есёмово, собравшем более 13 тысяч гостей.
22.07.201723:54
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость