06 Декабря 2016
$63.92
67.77
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Сергей Белкин: Вера пока жива

Тверской театр кукол открыл свой 63-й сезон премьерой спектакля для взрослых «До третьих петухов» по повести Василия Шукшина. В этом году зрители увидят еще три новые постановки – праздничное новогоднее представление и две сказки: «Дюймовочка» и «Карлик Нос». После премьеры художественный руководитель театра Сергей БЕЛКИН, поставивший «До третьих петухов», ответил на вопросы корреспондента «ТЖ».

Тверской театр кукол открыл свой 63-й сезон премьерой спектакля для взрослых «До третьих петухов» по повести Василия Шукшина. В этом году зрители увидят еще три новые постановки – праздничное новогоднее представление и две сказки: «Дюймовочка» и «Карлик Нос». После премьеры художественный руководитель театра Сергей БЕЛКИН, поставивший «До третьих петухов», ответил на вопросы корреспондента «ТЖ».

– Знаю, что на взрослые спектакли купить билет довольно сложно – как обстоят дела с детскими?

– Давайте лучше говорить не о билетах, а о посещаемости театра. Реакция публики говорит о том, что театр был и остается самым популярным в городе и области, практически все наши спектакли проходят с аншлагом. И дело не в том даже, что хорошо работают уполномоченные по распространению билетов. В последние годы все больше родителей с детьми приходят к нам самостоятельно и покупают билеты заранее. Что касается спектаклей для взрослых – есть такой феномен. На «Варьете», которому два года, каждый раз аншлаг. Такого, насколько я знаю, в Твери давно не было. На октябрьские премьеры «До третьих петухов» все билеты уже давно проданы.

– Сколько спектаклей в репертуаре в настоящее время?

– Двадцать пять детских, они идут постоянно, еще несколько «отдыхают» – ждут своего нового поколения – и два взрослых. Среди тверских театров это самый большой репертуар.

– Кто в Тверском театре кукол заложил традицию спектаклей для взрослых?

– Прежде всего нельзя не сказать о Сергее Образцове. В Твери же пионером на этом поле был спектакль «Божественная комедия» Штока. Его ставил Александр Миронович Ильвовский, основатель нашего театра. Было это в 1976 году, так что я его не застал. Тем не менее многие тверитяне до сих пор помнят эту постановку, которая, по сути, и стала основой репертуара для взрослых.

– Наверняка принципы постановки детских и взрослых спектаклей различаются.

– Чтобы не очень погружаться в специфические вещи, раскрывать всю театральную кухню, отвечу осторожно. Спектакль для детей, на мой взгляд, должен учитывать мир ребенка, который понимает только «А», «Б» и «В» в отличие от взрослого, знающего весь алфавит. Важны наивность, чистота, добросказочность, в спектакле всегда должен быть герой-победитель, и заканчиваться история просто обязана хэппи-эндом. Для взрослого важно, чтобы мысли, высказанные в спектакле с помощью интересных средств выразительности, совпадали с его собственными мыслями или по крайней мере чтобы он их разделял.

– А что объединяет?

– Извините, что замахиваюсь на обобщения, но я глубоко убежден: искусство, в том числе театральное, прежде всего должно волновать. И лишь потом заставлять задумываться. Это можно отнести и к музыке, и к изобразительному искусству. Выскажу крамольную, быть может, мысль, но «Черный квадрат» я не считаю искусством, потому что он меня не волнует, а картины Ренуара, Моне, Сезанна – да. То же самое происходит и в зрительном зале любого театра. Если ты сидишь и головой работаешь – это не театральное искусство. А если ты настолько взволновался, что хохочешь, плачешь или негодуешь, – это ближе к искусству, чем многое другое.

– Почему вы выбрали именно шукшинскую повесть «До третьих петухов»?

– Я не хочу выглядеть этаким гуру, учителем, хотя, конечно, довольно странно сегодня вдруг вспоминать о Шукшине, да и о многих других шестидесятниках, которые вроде бы и несовременны. Но, мне кажется, актуальными они будут всегда. Наверное, потому, что писали о самом важном. Шукшин не только в повести «До третьих петухов», но и во многих других своих текстах говорит об одном – почему русскому человеку так тяжело на Родине. С этих позиций повесть о том, «как Иван-дурак ходил ума набираться» (есть там такая ремарочка), сегодня, по-моему, весьма актуальна.

Меня и всю постановочную группу во время работы над спектаклем волновало, почему у нас, в России, русского человека пытаются уничтожить. Не в физическом смысле – это отдельная история. Но почему его пытаются переделать, навязать какие-то чуждые ему модели жизни? В спектакле видно, что Ванька, простой русский мужичок, идет по сегодняшней России (в этом смысле постановка адаптирована к современной жизни) и сталкивается с такими явлениями, которые в финале его заставляют звонить в колокола. Иначе он умрет, а если умрет он – умрет Россия. Вот образная система, которую я пытался создать в спектакле, и, на мой взгляд, именно этим Шукшин сегодня чрезвычайно актуален.

– А что же современные писатели и драматурги?

– Мне очень нравится фраза: «Где смена? Смены-то не видно!». Это я к тому, что миллионными тиражами продаются женские романы, детективы странного содержания, и совсем нет автора, который бы, что называется, «болел». У нас разве все так здорово и замечательно? Но никто об этом не пишет, и театры вынуждены обращаться не к современным авторам, а к классике, где есть всё. И в этом смысле я, например, понимаю Малый театр и в чем-то согласен с Верой Андреевной Ефремовой (художественный руководитель Тверского театра драмы. – «ТЖ»), которые придерживаются классического направления. Современной же драматургии нет, могу вам ответственно заявить. Еще раз увидеть на сцене то, что мы каждый день видим у гастрономов, мне неинтересно.

– По-моему, спектакль «До третьих петухов» когда-то уже шел на сцене театра.

– Давно, когда Шукшин только написал эту повесть. Того спектакля я не видел, так что я был независим в своей постановке.

– Как вы думаете, почему зритель все-таки ходит в театр кукол?

– Думаю, у людей есть вера (я не обольщаюсь – сегодня она есть, а завтра – нет), что этот театр покажет что-то достойное. И пока разочарований нет, хотя все в жизни относительно.

Евгений ПЕТРЕНКО

23

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

Тверской государственный медицинский университет отметил 80-летие
Они встретились после долгой разлуки: юбилей – замечательный повод вспомнить о том, как поступили, учились, играли свадьбы, практиковали уже в статусе родителей, преподавали и лечили, лечили…
06.12.201609:33
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию