19 Августа 2017
$59.36
69.72
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Тверь как парафраз Рима

В выставочном зале Тверской областной картинной галереи в минувшую пятницу открылась крупная выставка «Анфилада». Она стала частью главного проекта юбилейного года (ТОКГ отмечает 140-летие своей коллекции) «Тверь – открытый город». Вечером этого же дня в усадьбе Знаменское-Раёк художник Валерий Кошляков представил художественную акцию «Битва за пейзаж».

В выставочном зале Тверской областной картинной галереи в минувшую пятницу открылась крупная выставка «Анфилада». Она стала частью главного проекта юбилейного года (ТОКГ отмечает 140-летие своей коллекции) «Тверь – открытый город». Вечером этого же дня в усадьбе Знаменское-Раёк художник Валерий Кошляков представил художественную акцию «Битва за пейзаж».

Тверской проект открывает большую межрегиональную программу «Инвентаризация ландшафта», основная идея которой, по замыслу ее авторов Михаила Дмитриева и Светланы Воловенской, заключается в представлении новой версии культурного наследия современной российской провинции. В настоящее время идея создания некоего образа региона превратилась в настоятельную потребность. И авторы проекта исходили из того, что настала пора создать общую картину образа Центральной России. Каждый регион имеет свою генеральную тему. В другом проекте – «Новый город», в котором участвовала областная картинная галерея, уже была сделана успешная попытка представить Тверь с определенной точки зрения. И если от Иванова, например, неотделима индустриальная тема, то Тверь всегда выступала как носитель европейской культурной традиции. Контекст проекта «Тверь – открытый город» подразумевает новую интерпретацию музейного объекта, главным экспонатом которого является сам культурный ландшафт Тверской области. Это не лишено смысла, поскольку его метафизические свойства давно уже закреплены в произведениях фольклора, изобразительном искусстве, архитектуре. Поэтому вроде бы дополнительных обоснований такого пристального внимания к культурному ландшафту и не требуется, тем более что, например, в польском языке слово «ландшафт» звучит как «крайобраз».

Пространство любого культурного ландшафта всегда изобилует символами и смыслами. Собирательной метафорой тверского стал образ Рима, города-образца. То, что знаменитое тверское трехлучие Полуциркульной площади весьма напоминает не только петербургское, но и трехлучие римской площади Пьяцца дель Пополо, уже было установлено. Тверь после пожара 1763 года стала образцом нового провинциального города, который заново строился по европейской матрице. Тверь послужила примером для создания других региональных центров, своего рода мини-столиц. Концепция выставки «Анфилада» была подсказана именно анфиладным принципом расположения площадей, которые должны были открываться перед зрителем по мере его движения по главной улице Твери.

Экспозиционное пространство организовано так, что выставку можно считать своеобразным путешествием, которое начинается с двух римских светильников, в первом же зале, пожалуй, впервые в Твери можно увидеть фрагмент римской водопроводной трубы – эти предметы и еще около сорока экспонатов привезены из Ивановского областного художественного музея, также участвующего в программе «Инвентаризация пространства». Выставка, главная тема которой связана с Италией, представляет собой некую архитектурную фантазию, развертывающуюся на фоне идеализированного пространства. Фотографические виды Рима XIX века соседствуют с офортами Пиранези, архитектурными пейзажами Россини, которые на протяжении почти всей экспозиции напоминают связь Твери с Римом. Связь эта самая что ни на есть прямая, тема «вечного города», по словам авторов проекта, стала своеобразным рефреном всей истории областного центра: от идеи «Третьего Рима», еще до Москвы примерявшейся к Твери, до Твери эпохи Екатерины. Российская художественная культура проиллюстрирована на выставке живописными произведениями Венецианова, Сороки, Тыранова или, например, фрагментом карниза Борисоглебского собора Торжка, выполненного неизвестным мастером по проекту Львова.

Красоты сельских видов Спенсер трактовал как «забытую полезность»: объекты, имеющиеся вдали от города, не утрачивают своего значения и могут быть эстетически значимыми даже столетия спустя. Этот принцип подтвердила видеоинсталляция «Битва за пейзаж» художника Валерия Кошлякова, прошедшая в усадьбе Знаменское-Раёк и ставшая вторым событием проекта «Тверь – открытый город». Итальянская тема была продолжена, но она и заявлена здесь изначально: архитектор Николай Львов построил усадьбу для генерал-аншефа Глебова-Стрешнева по образцу римских загородных вилл. А сама художественная акция вызывала в памяти сюжеты из античной истории. Валерий Кошляков сейчас один из немногих русских художников, которые известны на Западе. Собственно, инсталляция – один из излюбленных жанров Валерия Кошлякова. На женевских крышах, например, он развешивал простыни с картинками из провинциальной жизни, в Париже выставлял рисунки памятников архитектуры и скульптуры едва ли не в натуральную величину. «Битва за пейзаж», которая прошла в Райке, соединила традиционную усадебную культуру и современное искусство и хотя бы на один вечер вернула Райку прежнюю значимость, вновь превратила его в главный светский форум губернии.

Усадьба встречала гостей, свидетелей «Битвы», итальянской оперой и великолепной погодой. В это время во дворе заканчивали установку экрана, на который впоследствии проецировалось видеоизображение – «нарезка» из старых голливудских фильмов об Италии. В главном доме экраном служила обшарпанная стена с обваливающейся штукатуркой. Сцены античных баталий наслаивались на фактурную львовскую постройку и как бы «оживляли» ее. Палладианская тишина нарушалась возгласами и криками – это кричали, конечно, не зрители, а герои видеофрагментов.

Становление русского провинциального ландшафта представляло собой довольно долгий и трудоемкий процесс окультуривания пространства. Однажды архитектор Николай Львов уже поработал над этим, доказав, что именно человек создает культурный ландшафт. Валерий Кошляков следовал в этом смысле за «гением вкуса»: колонны из видеофрагментов, проецируемые на один из флигелей, ритмически совпадали с усадебной колоннадой, видеопортал накладывался на реальный, сентиментальные сельские красоты дополняли уже имеющиеся. «Живые картинки» из полузабытых исторических блокбастеров на какое-то время вернули традицию разыгрывания костюмированных представлений, «райка» или вертепа, а кроме того, нарушили тихое спокойствие окружающего пейзажа и запущенного парка. Валерий Кошляков с помощью видео разрушил этот пейзаж и создал свой собственный. Зрители же, следившие за «картинками», занимались тем, что на основе кошляковского видения конструировали собственное представление о взаимодействии современных медиатехнологий и идеальной классицистической усадьбы.

Евгений ПЕТРЕНКО

20

Возврат к списку

В Тверской области прошел форум сельской молодежи ЦФО
Сегодня население небольшого поселка Мирный под Торжком на один день увеличилось на 151 человека. Именно столько начинающих врачей и учителей, выбравших работу в деревнях и весях, собралось здесь на форум сельской молодежи Центрального федерального округа. 
18.08.201719:52
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость