19 Января 2017
$59.18
63.23
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

В память об основателе и защитнике Михаиле

На днях в Старицком краеведческом музее открылась весьма интересная фотовыставка, в очередной раз подтвердившая, что современные технологии и историческое наследие ничуть не противоречат друг другу. Она посвящена личности и деяниям святого благоверного князя Михаила Тверского. В прошлом году эта выставка экспонировалась в Тверском музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной, потом ее увидели жители Лихославля. Теперь вот Старица.

На днях в Старицком краеведческом музее открылась весьма интересная фотовыставка, в очередной раз подтвердившая, что современные технологии и историческое наследие ничуть не противоречат друг другу. Она посвящена личности и деяниям святого благоверного князя Михаила Тверского. В прошлом году эта выставка экспонировалась в Тверском музейно-выставочном центре имени Лизы Чайкиной, потом ее увидели жители Лихославля. Теперь вот Старица.

Именно в Старице эта выставка выглядит чрезвычайно логично – считается, что именно тверской князь Михаил основал этот город как пограничную крепость: «6805 (1297) в лето срублен бысть городок на Волзе, ко Зубцову на Старице». На территории нынешнего Старицкого района также произошло исключительно важное и для Твери, и для тверского княжеского дома, и для всей средневековой Руси событие – 22 декабря 1317 года у деревни Бортенево войска Михаила Тверского разбили объединенные московские и татарские рати. Это было первое реальное выступление против захватчиков. Сейчас на этом месте установлен мемориальный камень. Открывая выставку, председатель общества Михаила Тверского Георгий Пономарев вспоминал, как это произошло: историей Бортеневского сражения очень заинтересовался тогдашний генеральный директор Тверского объединенного музея Юрий Бошняк. И, как настоящий боевой генерал, решил быстро: мемориалу – быть!

Нынешняя экспозиция этой передвижной выставки, надо сказать, удалась. Старицкий музей размещается в здании Введенской церкви Успенского монастыря. Конечно, этот храм относится к более позднему времени, поскольку построен был при Иване Грозном в 1570 году. Тем не менее древние своды трапезной палаты, в которой разместилась выставка, придают всему происходящему здесь особый колорит.

Эта выставка интересна уже тем, что в ней представлены произведения иконописи, хранящие-ся в самых разных музеях, храмах и частных собраниях страны. Ее автору, искусствоведу Нате Майоровой удалось объединить эту информацию и создать весьма стройную и логичную картину того, как с течением времени и изменением исторических реалий менялась и иконография Михаила Тверского.

Открывает экспозицию репродукция миниатюры из хроники Георгия Амартола с изображением самого князя, его матери Ксении и Тверского кремля. Считается, что это реальное прижизненное изображение Михаила Тверского, который, кстати, приказал сделать для себя копию этой хроники; выполнили ее, по всей видимости, монахи Федоровского монастыря, который в средневековой Твери был крупным центром книжной учености.

Потом образ Михаила Тверского исчезает на несколько столетий – вновь иконы с его изображением появляются лишь в конце ХVII века. Этим временем датирована, к примеру, торжественная композиция, относящаяся ко времени очередного, четвертого строительства и освящения тверского Спасо-Преображенского собора. Считается, что на этой иконе сохранилось наиболее точное изображение Тверского кремля.

В это же время появляется еще одна иконографическая традиция – Михаила Тверского изображают вместе с еще одним заступником тверской земли епископом Арсением, основателем Успенского Желтикова монастыря, руины которого еще сохранились на окраине Твери. Подобная икона была одним из первых экспонатов тверского музея, который в этом году отмечает 140-летие. Такие композиции выполнялись как профессиональными иконописцами, так и бытуют в виде «крестьянских писем», репродукции которых тоже представлены в экспозиции.

Образ жены Михаила Тверского святой благоверной Анны Кашинской появляется в этом ряду в начале ХХ века, после уникального в истории Русской Православной Церкви случая повторной канонизации святой. Однако в экспозиции есть и редчайшая икона, датированная концом ХVII века.

Особое место в этой выставке отведено истории города Буденновска, где было явлено одно из первых чудес – над телом убитого в Орде князя воссиял крест. Город, впоследствии построенный казаками неподалеку от городища Мамай-Маджары, получил название Святой Крест, а позже был переименован в Буденновск. Святого Михаила там почитали всегда – в Буденновске до сих пор хранится икона с частицей мощей, созданная в Твери в 1887 году по просьбе ставропольского владыки отца Геннадия. Ната Майорова отметила, что строгостью живописи тверская икона очень отличается от произведений южнорусских иконописцев. Музейные работники и краеведы очень заинтересовались проектом Георгия Пономарева и Наты Майоровой и сразу начали строить планы, как бы познакомить с ней как можно больше старичан и туристов. Время для этого есть – в Старице выставка будет находиться до Дня города, который отмечается там в первую субботу августа.

Наталья ЗИМИНА

36

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В Тверской области стартовала программа «Нас пригласили во Дворец»
Проект «Нас пригласили во Дворец» реализуется по инициативе губернатора Игоря Рудени. Всего в масштабной акции примут участие более 33 000 учащихся 526 школ Твери и области. В картинной галерее побывают 513 групп, составленных из учеников 8-х классов. Численность же обучающихся в 9–11-х классах составляет около 21 000 человек.
19.01.201711:17
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию