22 Октября 2017
$57.51
67.89
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Общество 01.06.2010

Имена на поверке

Орден на знамени Тверского вагоностроительного – он появился на нем в 1966 году. Самая высокая по тем временам государственная награда – не было больше чести для коллектива!

Орден на знамени Тверского вагоностроительного – он появился на нем в 1966 году. Самая высокая по тем временам государственная награда – не было больше чести для коллектива!

Сколько бы лет ни пролетело над корпусами ТВЗ, над стальными магистралями, по которым проносятся его вагоны, этот орден будет свидетельствовать о трудовой доблести тверских вагоностроителей, их талантах и мастерстве. А современное поколение заводчан будет неизменно подтверждать, что достойно славного имени промышленного флагмана Верхневолжья. Сегодня у заводского знамени стоят рядом нынешний генеральный директор Александр Василенко и профессор знаменитой «Бауманки» Анатолий Вершинский. Анатолий Владимирович здесь своего отца представляет – тот руководил предприятием как раз в те самые 60-е годы и оставил по себе самую добрую память. Именно при нем Калининский вагоностроительный завод был награжден орденом Ленина. В эти дни вагоностроители отмечают 100-летие со дня рождения Владимира Васильевича Вершинского.

Здесь, на ТВЗ, время течет, как Волга, непрерывным мощным потоком. И, как в песне поется, ему конца и края нет! Потому и атмосфера на этом предприятии совершенно уникальная, и отношения между людьми особые – как в большой семье, где всех дедов-прадедов помнят, их заслугами гордятся, хорошо сознавая, что это гордое имя надо оправдывать постоянно. Прошлое, настоящее и будущее неразделимы – это очень остро ощущалось в стенах заводского музея, где собрались руководство ОАО «ТВЗ», его ветераны, которые знали и любили Вершинского, и молодежь, которая в тот день получила неоценимый нравственный урок. Александр Альбертович Василенко очень точно назвал эту встречу перекличкой поколений.

Владимир Васильевич Вершинский, чей голос словно донесся до нас сквозь бури и грозы ушедшего столетия, пришел на завод в 1926 году, начинал рабочим, отсюда уходил сначала в армию, а уж потом, в 1933 году, в Москву, учиться. На вагоностроительный он вернулся инженером-механиком, специалистом сварочного производства. И серьезно, на научной основе, с подлинно инженерным подходом заниматься сваркой в Твери начинал именно он – еще до войны вводил дуговую. Что такое красный диплом Высшего технического училища имени Баумана, прекрасно понимают и сегодня. Но чем был он в 30-е годы в стране, где и семилетка считалась хорошим образованием, нам понять нелегко. А все же необходимо, потому что лишь тогда мы сможем осмыслить масштабы этой личности, ее роль как в истории отечественного вагоностроения, так и в становлении современной тверской инженерной школы, которая, конечно же, формировалась именно здесь, на крупнейшем промышленном предприятии региона.

– Завод – это интеллект, – со знанием дела утверждает доктор технических наук, заведующий кафедрой МВТУ им. Баумана Анатолий Вершинский, вспоминая отца, его друзей и уже далекую свою юность. – И еще раз интеллект!

А еще невероятная работоспособность. И трудолюбие. И чувство ответственности за предприятие, как за своего ребенка. И ненасытная страсть к постижению нового. И умение адаптировать его к реалиям своего производства…

О ком это я – о заводе или о людях, которые на него приходили, достойно сменяя предшественников и приумножая его славу? Знаете, а они тоже слиты воедино в этом неделимом потоке времени!

– Мы должны подобать тому поколению – его таланту, уму и буйной энергии. Это очень трудно, но хотя бы стремиться к этому надо, – говорит директор Тверского института вагоностроения Виктор Тимофеевич Прудников.

Ведь Владимир Вершинский и в развитие ТИВа успел внести вклад немалый. Хоть и прожил жизнь долгую – более 90 лет, а все же удивительно, как много успел сделать этот человек!

Может, потому, что трудиться и ценить время его приучили сызмала? Семья Вершинских – из коренной тверской интеллигенции, небогатой, но неплохо образованной, в которой превыше всего ставили знания, профессиональную состоятельность и семейные ценности – именно ее идеалы, ее представление о долге перед Отечеством, избранным делом, перед Богом и семьей мы сегодня стараемся возродить. Вершинский рос в селе Пушкино Беле-Кушальского района, сыновей в семье было шестеро, и все получили прекрасное образование. «Интеллигент» – первое, что говорят, вспоминая о Вершинском, его коллеги и друзья. И охотно объясняют, что стоит за этим понятием: неизменная напряженная работа мысли, абсолютная преданность делу, высочайшая культура, удивительная деликатность и то доброжелательное уважение к каждому, пусть и не похожему на тебя и даже не согласному с тобой человеку, которое сегодня мы называем толерантностью.

В 1939 году Вершинский уехал на стажировку в США в составе заводской группы – отрасль развивалась, стране при колоссальной протяженности железных дорог были необходимы высококлассные и очень надежные вагоны. Прогрессивным методам сварки молодой инженер и поехал учиться – не спешите завидовать везению, по тем временам на это нужна была смелость великая. В технические подробности вдаваться не буду, скажу лишь, что Вершинский не столько подсмотрел у американцев, в каком направлении двигаться, сколько нашел подтверждение своим догадкам. Он вернулся весной 1941-го, и с тех пор вместе с Павлом Панкратовым, Верой Шапкиной, Александром Мейером, Евгением Поляковым активно занимался внедрением контактной сварки в производство цельнометаллических вагонов. Это был самый канун войны. Может, потому и не попал Владимир Васильевич под каток сталинских репрессий…

Война надолго отодвинула реализацию его замыслов, а какими яркими и перспективными они были, вспоминают ветераны завода и ТИВа. Даже с учетом отсроченной войной их реализации Вершинский опередил свое время! Или, напротив, лучше многих его ощущал и слышал, шагая с ним в ногу? Инженер он был волею Божьей в силу старого исконного значения этого английского слова – «изобретатель». Сварочные технологии, внедренные им и его командой позднее, когда он уже работал в ТИВе, продержались в активной эксплуатации четыре десятилетия; до прошлого года, когда на ТВЗ началось техническое перевооружение и было установлено оборудование уже нового поколения.

С самого начала 50-х Владимир Вершинский входит в руководящее звено завода. В 1951 году он назначен главным технологом, в 1955 году заступил на пост главного инженера, а в 1966 году стал директором завода. Это был переломный этап в истории предприятия – подлинная техническая революция, которую Вершинский задумал, возглавил и осуществил: завод внедрил качественно новые технологии и перешел на выпуск усовершенствованных цельнометаллических вагонов, которые на том историческом этапе были исключительно надежными и комфортными. И это роднит эпоху Вершинского с нынешней – с эпохой Василенко, как говорили на встрече в музее: спустя почти полвека завод вновь на перевале, переживает техническое переоснащение и запускает уже серийное производство вагонов нового поколения.

1966 год для тверских вагоностроителей знаменателен: плановое задание семилетки 1959 – 1965 годов было выполнено весьма успешно, а все технико-экономические показатели исключительно высоки. Помимо ордена Ленина, которым был награжден завод, той же награды были удостоены сам Владимир Васильевич (это не первая его награда, ранее он получил орден «Знак Почета», слесарь-лекальщик Григорий Краснов и мастер вагоносборочного цеха Александр Гусев.

На выставке можно увидеть газету «Вагоностроитель» №30 от 26 июня 1966 года: «Их трое на нашем заводе, удостоенных в 1966 году высшей в стране правительственной награды – ордена Ленина. Мы хорошо знаем этих людей. Еще в довоенные времена они пришли на наш завод, и каждый из них сделал немало хорошего для родного предприятия».

Да, но и завод тоже сделал для них самое главное – дал им любимое дело и наполнил их жизнь высоким смыслом. Недаром же вспоминает Анатолий Владимирович, как до глубокой ночи, уже засыпая, слышал, как толковали отец с друзьями про сварку, тормоза, тележки и технический прогресс…

А друзья в их доме бывали постоянно – Владимир Васильевич был человеком открытым, общительным, хлебосольным, и та же интеллектуальная элита завода – его сподвижники и единомышленники – частенько собиралась у него вечерами. То продолжая заводскую «планерку», то обсуждая глобальные технические проблемы, а то и распевая старинные романсы и арии из опер, до чего Вершинский был большой любитель и мастер. Музыку он знал превосходно, она (после контактной сварки, разумеется) была его страстью. Как и охота – в превосходной экспозиции музея, подготовленной к юбилею, мы можем видеть и его любимое ружье, и личные вещи из семейного архива, и документы, и множество интереснейших фотографий… Образ талантливого, яркого, увлеченного человека встает с них и оживает в рассказах Петра Лазаревича Кацнельсона, Эдуарда Ефимовича Рехтера, председателя профкома ОАО «ТВЗ» Виктора Ивановича Кольцова и многих других. В 1968 году Владимир Васильевич перешел в Тверской институт вагоностроения и вплотную занялся научной работой. Он создал несколько учебников, которые востребованы и поныне, к его заслугам относится и разработка отраслевых стандартов, и многое другое. Но сегодня хочется сказать прежде всего о том, что Владимир Вершинский высоко поднял нравственную планку, создал на заводе, в институте – в среде тверских вагоностроителей – некую социальную модель, которая в то жестко идеологизированное время, конечно же, была окрашена в цвет красного знамени – а как же иначе? – однако определяла универсальные нормы и принципы, присущие культурному и порядочному человеку. «Беспредельно порядочному», – подчеркивают те, кому выпала честь называть Вершинского своим наставником.

Таким был человек, которому выпали высочайшие честь и ответственность произвести техническую революцию в пассажирском вагоностроении в послевоенные годы. Ему хватило знаний, таланта и энергии, чтобы справиться с этой фантастически сложной задачей и войти в историю Тверского вагоностроительного одним из лучших его руководителей – директорствовал Владимир Васильевич недолго, но техническую политику предприятия определял 17 очень важных лет! Так похожих на нынешний период истории ОАО «ТВЗ» (да и других отечественных предприятий в нашу эпоху неминуемого технического перевооружения), тоже поворотный и знаменательный. И потому пример Владимира Вершинского, его профессиональный и человеческий опыт так интересен и востребован.

Лидия ГАДЖИЕВА

66

Возврат к списку

«Тверской переплет» отвечает на вопрос «Есть ли жизнь за МКАДом?»
А еще знакомит с новинками литературы и популярными литераторами, проводит мастер-классы и учит оптимизму.
22.10.201703:12
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5
Новости из районов
Предложить новость