21 Февраля 2018
$56.52
69.89
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Шесть шагов в «Мир искусства»

Постоянные посетители галереи современного искусства «Аврора» привыкли, что коллективные фондовые экспозиции открываются в конце года, когда эта выставочная площадка отмечает очередной день рождения. Но традиции нужно иногда ломать, потому очередной «Мир искусства» открылся на этот раз в конце мая.

Постоянные посетители галереи современного искусства «Аврора» привыкли, что коллективные фондовые экспозиции открываются в конце года, когда эта выставочная площадка отмечает очередной день рождения. Но традиции нужно иногда ломать, потому очередной «Мир искусства» открылся на этот раз в конце мая. Эти выставки представляют собой своего рода срез того, что происходит сейчас в российском изобразительном искусстве. Конечно, этот срез ограничен и личным вкусом хозяйки галереи Ларисы Польшиковой, и географическим фактором – в экспозиции присутствуют по преимуществу работы тверских и питерских художников. Зато он проникнут намеренным концептуальным эстетством, что всегда чрезвычайно интересно, даже если считать это слово ругательным.

Одно из главных удовольствий такого рода выставок состоит в их ностальгичности: экспозиция составлена из хорошо знакомых и любимых работ, которые художники оставили после окончания выставки в дар галерее. Каждая из этих картин весьма живо освежает в памяти всю выставку, даже если после ее закрытия уже прошло несколько лет. Небольшая красная «Корова» Елены Фигуриной – часть большого цикла работ этой питерской художницы, для которой корова не просто представитель крупного рогатого скота, но глубокий символ потаенных сил природы. «Чаша небесного купола» Феликса Волосенкова напоминает о чрезвычайно яркой и мощной экспозиции этого художника. Эта небольшая работа размещена в узеньком коридорчике, но тем не менее вокруг нее можно походить, любуясь переливами звезд, более похожих на драгоценные камни. Его сын Алексей Ярыгин выставлялся в «Авроре» дважды. В первый раз в совместной с Феликсом Волосенковым экспозиции Алексей представил «желтый» период – тогда публику особенно восхитили развеселые, написанные с абсолютной ботанической точностью одуванчики. Через несколько лет уже на персональной экспозиции мы увидели «фиолетовый» период – сумеречные и ночные пейзажи, выполненные в оригинальной технике с процарапыванием контуров, придающей этим пейзажам особые таинственные вибрации. Алексей, кстати, тоже часто пишет коров, отдыхающие ночью стада, воспринимая их как аналогичный символ. Две работы тверского художника Андрея Савельева напоминают о его персональной выставке, в которой этот и без того оригинальный пейзажист раскрылся с совершенно неожиданной стороны.

Каждый из выставлявшихся в «Авроре» и представленных в этой экспозиции художников являет собою нечто совершенно особенное, обладает уникальным творческим почерком. Более того, хозяйка галереи Лариса Польшикова намеренно противопоставляет каждую следующую выставку предыдущей, играя на контрастах стилей, концепций и творческих методов. А сейчас все эти ярчайшие индивидуальности совместились в одном экспозиционном пространстве. В одном из залов изысканнейший в своей лаконичности портрет Ларисы Польшиковой работы Надежды Цикулиной соседствует с чрезвычайно экспрессивным портретом Иосифа Бродского, написанным неистовым Феликсом Волосенковым. В другом лаконичные и очень яркие пейзажи Андрея Савельева эффектно оттеняют мрачновато-самоуглубленные «Снасть» и «Воспоминания о близких» Константина Кундышева. Каждый из «жанровых» залов представляет собой своего рода исследование отдельно взятого жанра, будь то портрет или пейзаж в контексте развития изобразительного искусства примерно за последние полвека. Отдельно выставлена графика сравнительно недавно ушедших из жизни тверских художников Алексея Перфильева и Александра Фролова, интересно сочетающаяся с живописью. Кроме того, в этой экспозиции нашлось место и весьма жестким постмодернистским упражнениям Владимира Лукки на тему классического полотна «Не ждали» передвижника Перова, и экспериментам с материалами Владимира Анисимова, который совмещает несовместимое, вводя в вылепленный вручную пласт бумаги ржавую железную терку, которая в этом контексте превращается в символический артефакт.

Шесть залов «Авроры» (коридорчик, где прячутся, дополняя друг друга, бриллианты Волосенкова и ржавчина Анисимова, тоже посчитаем за самостоятельный концептуальный зал) есть шесть попыток взглянуть на мир современного изобразительного искусства в его динамическом равновесии, используя сочетания и противопоставления жанров, техник и направлений. Здесь есть контраст, но нет диссонансов, что само по себе удивительно, поскольку некоторые из них если не враждебны, то явно антагонистичны друг другу. В этом, собственно, и заключается талант экспозиционера, обозревающего мир актуального искусства со своей искусствоведческой колокольни.

Наталья ЗИМИНА

12

Возврат к списку

Тверской регион взял РИФ
Вчера в Сочи завершился Российский инвестиционный форум (РИФ). Его основная тема в этом году – «Формируя образ будущего».
16.02.201821:15
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4
Новости из районов
Предложить новость