23 Ноября 2017
$59.01
69.4
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Комедия представлений

В Кимрском театре драмы и комедии сыграли премьеру спектакля «Синий платочек» Валентина Катаева. В постановке Олега Лаврова веселая история превратилась в ностальгическое воспоминание, почти легенду. Пьесу «Синий платочек» Катаев написал в 1942 году, через год пьеса была опубликована в журнале «Октябрь» и поставлена на сцене театра имени Вахтангова. Почти сразу же водевильный спектакль стал чрезвычайно популярным, так же скоро пьесу осудили, потому что в ней «советские люди выглядят убогими… советская действительность выглядит в пьесе в извращенном виде». Об успехе катаевской пьесы, впрочем, говорит то, что по заказу Московского театра оперетты Оскар Фельцман срочно писал музыку к «Синему платочку».

В Кимрском театре драмы и комедии сыграли премьеру спектакля «Синий платочек» Валентина Катаева. В постановке Олега Лаврова веселая история превратилась в ностальгическое воспоминание, почти легенду. Пьесу «Синий платочек» Катаев написал в 1942 году, через год пьеса была опубликована в журнале «Октябрь» и поставлена на сцене театра имени Вахтангова. Почти сразу же водевильный спектакль стал чрезвычайно популярным, так же скоро пьесу осудили, потому что в ней «советские люди выглядят убогими… советская действительность выглядит в пьесе в извращенном виде». Об успехе катаевской пьесы, впрочем, говорит то, что по заказу Московского театра оперетты Оскар Фельцман срочно писал музыку к «Синему платочку».

Кимрский театр отличается особой атмосферой и стилистикой, а также внимательным выбором материала. «Мы отбираем только то, что волнует, – сказал художественный руководитель театра Олег Лавров о репертуарной политике. – Мне кажется, что Катаев звучит сейчас очень актуально». С выбором не ошиблись – история, написанная писателем за два дня, получила на кимрской сцене весьма свое­образное воплощение. Из катаевского текста убрали идеологические штампы того времени. В итоге получился внятный продукт, в необходимости которого после просмотра не приходится сомневаться. Водевильный текст получил к тому же дополнительную смысловую нагрузку за счет совмещения жанров – это не комедия, по замыслу режиссера жанр спектакля определен как «Представление в двух актах».

Представление, надо признаться, хотя и обращено к событиям далекого уже прошлого, но выглядит современным. Режиссер Олег Лавров, конечно, помнит чеховскую фразу о том, что нужны новые формы, поэтому выстраивает спектакль в минималистском духе. Из всех декораций (художник Геннадий Зубарев) на сцене присутствуют только столб с прикрепленным на нем репродуктором и большой деревянный стол. Мизансцены в силу наличия/отсутствия прочих средств выстраиваются поэтому в основном фронтально. Герои сидят за столом, стоят лицом к зрителю и т.д. Стол этот помимо всего прочего играет еще и роль второй, дополнительной сценической площадки. Именно на него «попросту бабушка Ксения Петровна Ложкина» ставит в начале спектакля макеты хорошо известных кимрякам памятников архитектуры, например, макет разрушенного теперь гостиного двора. По столешнице герои ходят, как по сцене, стол выступает еще и как своеобразный помост, и как место упокоения для убитого в бою лейтенанта Свиридова.

Поиск новых форм, видимо, определил и некоторое смещение акцентов – Лавров ставит не комедию в чистом виде. В спектакле очень ярко заявлен и драматический момент. Хотя от водевильной истории режиссер, естественно, не отказывается. Смешное возникает на основе традиционных приемов комедии положений: пионер Валя посылает на фронт посылку с вышитым им синим платочком, танкист Федя Солнцев, прочитав его письмо, принимает Валентина за Валентину…

Действие происходит, с одной стороны, на фронте, но зрителей спектакль не переносит на передовую. Не слышно взрывов, стрельбы, даже сцена гибели советского танка решена театрально: на столе стоит игрушечный танк, который, однако, горит по-настоящему. А репродуктор так и не выдает ни одной сводки с фронта. Можно предположить, что режиссер не ставил целью показать ужасы войны. Главное – это воспоминание о ней, легенда о людях, которые, находясь в тылу, собирали простые, но такие дорогие для бойцов посылки и письма. История об этом и, конечно, о любви рассказывается неторопливо, артисты произносят текст размеренно, с паузами, едва ли не нараспев, что создает особую эмоциональную атмосферу. А световое решение спектакля (высвеченными всегда оказываются только стол и герои, все остальное пространство погружено в темноту) сильно напоминает почти забытые кадры старых черно-белых фотографий. Такой подход должен актуализировать и человеческую память, и память театральную – в спектакле задействованы куклы, которые время от времени заменяют «живых» персонажей.

Для артистов было, вероятно, непросто погрузиться в такой призрачный, в общем-то, мир, который они, как оказалось, очень хорошо себе представляют. С этим связаны и несомненные актерские удачи. Неуклюжий Валя и его ироничная бабушка Ксения Петровна, которая строчит на швейной машинке, как тот пулеметчик за синий платочек (их играют

В. Злыдова и Г. Егорова), сексапильная Валентина Альфредовна Петрушкина в исполнении Риммы Абрамовой немного разряжают меланхоличный дух спектакля, которым особенно пронизан финал. Танкист Андрей Купавин (Иван Поляков) со своей невестой Дашей Ложкиной (С. Мокиенко) уезжают на Урал и прощаются с друзьями, однополчанами, родственниками. «Счастливо победить!» – говорит демобилизованный после ранения танкист. И все замирают, как на старой пожелтевшей фотографии тех лет, где запечатлены лица, лица, лица...

В этот момент логично было бы опустить занавес, оставив публику под впечатлением. Но случился и второй финал: артисты скрылись в темноту и уже оттуда спели обязательную для спектакля с таким названием песню «Синий платочек». Без нее, наверное, можно было бы и обойтись.

Евгений ПЕТРЕНКО

17

Возврат к списку

Губернатор Игорь Руденя провел инспекционную поездку по Твери
Облик города – из чего он складывается? Детская площадка во дворе и брусчатка на центральной площади. Дорога к школе и пандус у поликлиники. Все это – штрихи к портрету нашего города.
22.11.201719:34
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3
Новости из районов
Предложить новость