25 Февраля 2018
$56.76
69.63
16+

PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

К началу
Новости дня
Культура 01.06.2010

Рыцарская красота исканий

Жизнь почти каждого выдающегося поэта рано или поздно превращается в миф. Жизнь Николая Степановича Гумилева – миф вдвойне.

15 апреля – 120 лет со дня рождения Николая Гумилева

Жизнь почти каждого выдающегося поэта рано или поздно превращается в миф. Жизнь Николая Степановича Гумилева – миф вдвойне.

Он блистал ярчайшей звездой в культурном космосе русского Серебряного века. Непревзойденный поэт, покоряющий умы и сердца современников то изящно-изысканными, то алмазно-твердыми строками. Тонкий и порою беспощадный критик, оставивший в своих «Письмах о русской поэзии» россыпь философски глубоких, полемически неотразимых и образно эффектных суждений о поэзии и литературной критике, которые сегодня так же свежи, как и в начале ХХ века. Родоначальник акмеизма, ныне обретающего своих продолжателей. Воин, путешественник и разведчик. Первый муж Анны Ахматовой. И – жертва кровавого Молоха Октябрьского переворота: 25 августа 1921 года Николай Гумилев был расстрелян по постановлению Петроградской ГубЧК за участие «в заговоре против Советской власти». На стене камеры поэт оставил слова: «Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь. Н. Гумилев».

Тайный осведомитель ЧК поэт С. Бобров позднее рассказал Г. Иванову о смерти Николая Гумилева: «Знаете, шикарно умер. Я слышал из первых уст. Улыбался, докурил папиросу… Даже на ребят из особого отдела произвел впечатление… Мало кто так умирает…»

Поэзия Николая Гумилева привлекает прежде всего изобилием жгучих тайн, величавой остротой философских ребусов и неустанно бьющей через край страстью к их разгадке:

Но я живу, как пляска теней

В предсмертный час больного дня,

Я полон тайною мгновений

И красной чарою огня.

Мне все открыто в этом мире –

И ночи тень, и солнца свет,

И в торжествующем эфире

Мерцанье ласковых планет…

Удивительные стихи! Сотканные из простых, ясных, общеупотребительных слов, но сколько в этих строках упругой экспрессии, я бы даже сказал, невидимой внешне образной напористости. Наверное, это было как раз в характере Гумилева – всегда грести против течения, идти наперекор судьбе. Провозглашение акмеизма как новой поэтической школы многими маститыми литераторами было встречено в штыки. А в действительности акмеизм, отрицая узкие формальные рамки символизма, стремился расширить их до безграничности, раскрепостить слово «силой огненных мечей».

И в то же время в июне 1912 года в письме Анне Ахматовой из бежецкого Слепнева прорывается нечто совсем противоположное: «Каждый вечер я хожу по Акинихской дороге испытывать то, что ты называешь Божьей тоской. Как перед ней разлетаются все акмеистические хитросплетения! Мне кажется, что во всей вселенной нет ни одного атома, который бы не был полон глубокой и вечной скорби».

Итак, эстет, романтик, акмеист… Каким далеким кажется все это от социально насущных проблем, будораживших российское общество начала ХХ века. Но грянула Первая мировая война, и Гумилев вновь пытается оседлать строптивую судьбу. Из-за «близорукости правого глаза и некоторого косоглазия» он не подлежал призыву на военную службу, но, придя в конце августа 1914 года на очередное заседание в редакцию журнала «Аполлон», шокировал собратьев по перу фразой: «Все, иду на фронт!». И уже

24 августа Гумилев был зачислен в маршевый эскадрон лейб-гвардии уланского полка.

Николай Гумилев везде оставался поэтом. О его стихотворении «Война» можно написать целое исследование. Приведу лишь начальное четверостишие, которое поражает дерзостью поэтизации страшного оружия, повсюду сеющего слепую смерть:

Как собака на цепи тяжелой,

Тявкает за лесом пулемет.

И жужжат шрапнели, словно пчелы,

Собирая ярко-красный мед.

В 1918 году из Парижа поэт вернулся в охваченную революцией Россию. Никогда не смог бы он, русский душою, превратиться в эмигранта:

О Русь, волшебница суровая,

Повсюду ты свое возьмешь.

Бежать? Но разве любишь новое

Иль без тебя да проживешь?

Казалось, Гумилев полон сил, вовсю творит, считая, что без написанной строчки любой день потерян безвозвратно. Его книги «Костер», «Шатер» и «Огненный столп» отмечены печатью зрелого, высшего мастерства. Однако в них уже не было ни романтического флера, ни акмеистического бесстрастия. Все больше усиливается натиск мрачно-тяжелой символики (что, по сути, означало возврат к поэтике символизма), смутных предощущений «непоправимой гибели». О своем грядущем расстреле поэт с пронзительной простотой рассказал в стихотворении «Рабочий»:

Пуля, им отлитая, просвищет

Над седою вспененной Двиной,

Пуля, им отлитая, отыщет

Грудь мою, она пришла за мной.

Упаду. Смертельно затоскую,

Прошлое увижу наяву,

Кровь ключом захлещет на сухую,

Пыльную и мятую траву.

Нам остается лишь поражаться этому почти буквальному пророчеству. Воистину выбирать и предвидеть свою смерть – удел и привилегия великих.

Матрица смутного времени, метафорически претворенного Николаем Гумилевым в образе «заблудившегося трамвая», очень легко проецируется на день сегодняшний.

Понял теперь я: наша свобода –

Только оттуда бьющий свет,

Люди и тени стоят у входа

В зоологический сад планет…

Не так ли мечутся сейчас многие из тех, кто не разучился мыслить и не желает быть жвачным потребителем иллюзорных, виртуальных аналогов жизни и творчества? Духовность – вот что утратила послереволюционная Россия для Николая Гумилева. Духовность – вот чего катастрофически недостает России постсоветской. Сомкнулся круг времен.

В 1908 году поэт Иннокентий Анненский написал о втором сборнике Н. Гумилева «Романтические цветы» так: «Зеленая книжка отразила не только искание красоты, но и красоту исканий». Да, именно красота исканий – пытливых, настойчивых, страстных и грозных – давно вознесла поэзию Николая Гумилева в пределы бессмертия.

И я из светлого эфира,

Припомнив радости свои,

Опять вернулсяв грани мира

На зов тоскующей любви.

А скорее всего, он из этого мира никуда и не уходил.

Александр БОЙНИКОВ

10

Возврат к списку

В Твери отметили 100-летие Вооруженных сил России
На экране – кадры хроники с красноармейцами времен Гражданской войны. Через несколько секунд мы видим, как чеканят шаг солдаты Великой Отечественной, отправляющиеся на передовую. И вот перед нами уже наши дни – лучшие образцы современной военной техники. Заканчивается фильм ставшей уже известной фразой: «Наша армия вежливая, но грозная».
23.02.2018:
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 1 2 3 4
Новости из районов
Предложить новость