06 Декабря 2016
$63.92
67.77
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Через полтинник

Стало уже традицией, что художники стараются приурочить большие персональные выставки к своим юбилеям. Некоторые готовят подобные экспозиции с завидной регулярностью – раз в пять лет. Фотографы в этом смысле не столь аккуратны. Однако почин положен: на прошлой неделе в прямом смысле юбилейную, приуроченную к собственному пятидесятилетию, выставку «Мгновения спрессованы в года» открыл самый, наверное, известный фоторепортер Твери Владимир Моисеев.

Стало уже традицией, что художники стараются приурочить большие персональные выставки к своим юбилеям. Некоторые готовят подобные экспозиции с завидной регулярностью – раз в пять лет. Фотографы в этом смысле не столь аккуратны. Однако почин положен: на прошлой неделе в прямом смысле юбилейную, приуроченную к собственному пятидесятилетию, выставку «Мгновения спрессованы в года» открыл самый, наверное, известный фоторепортер Твери Владимир Моисеев.

Музейно-выставоч ный центр имени Лизы Чайкиной давно стал «вместилищем и гнездилищем» тверского фотоискусства: там базируется областной фотоклуб, в небольшом и не самом удобном с экспозиционной точки зрения кинолекционном зале регулярно выставляются работы его членов. Однако господин Моисеев в честь юбилея замахнулся на большой зал. Сначала, признаться, были некоторые сомнения: зал, конечно, чрезвычайно хорош, но очень уж велик. Фотография же по сути представляет собой скорее камерный, нежели монументальный вид изобразительного искусства. Кто другой на этих экспозиционных площадях, может, и потерялся бы, но это же Моисеев! Дело тут не в обширности «творческого наследия» и больших площадях использованной фотобумаги – просто каждая из выставленных вещей представляет собой яркий кусок жизни, обращает на себя внимание и производит впечатление. Владимир Моисеев показал коллегам пример по части редкого искусства отбора выставочных работ, а также их размещения: выбрал действительно самое лучшее и собрал из этого логичную экспозицию. Которая получилась несколько тяжеловатой – как ни странно, в экспозиции должна быть некоторая часть проходных вещей, чтобы глаз не уставал. А здесь шквал впечатлений несколько даже угнетает. Выручает то, что подавляющее большинство работ мы уже видели – в персональных и коллективных выставках, в газетах и журналах: Владимир работает практически со всеми серьезными печатными изданиями города. Это как романы Агаты Кристи: вроде бы сюжет давно выучен наизусть, а перечитывать все равно приятно.

По части отбора юбилейная экспозиция выгодно отличается от предыдущей портретной выставки, где Владимир представил едва ли не все, что сделал в этом жанре. И потому было особенно заметно, что мастер (как, собственно, все профессиональные фотографы) пользуется несколькими наработанными приемами. Это было скучновато, хотя и поучительно. Здесь господин Моисеев показал, что он умеет снимать и портрет, и лирический пейзаж, и архитектуру, и натюрморт, и то, что называется «деталюшечки» – в общем, все, что хоть немного отражает свет. Оказалось, что он не чужд формальных композиционных и ритмических построений – очень хороши его «заборные инсталляции», скомпонованные из фрагментов металлических оград. Даже такой скучнейший и выработанный профессионалами до состояния технической фотографии жанр, как модельная съемка, у Владимира ожил: записные красотки на его снимках иногда даже похожи на людей (прочие фотографы давно превратили их в резиновых кукол).

Однако главный жанр нашего героя – фоторепортаж. Тут конкурировать с ним бесполезно: он безусловно умеет не только увидеть сюжет, но и снять его, что в «полевых» условиях часто бывает проблематично, а то и небезопасно. Причем снять не просто «для газеты сойдет», а с точнейшим соблюдением (или намеренным нарушением, что тоже нужно уметь) законов композиции и с адекватной передачей смысла, духа и настроения происходящего. Один из гостей вернисажа – сам, между прочим, фоторепортер далеко не из последних – обозрев экспозицию, мрачно заметил: «Нам всем такому еще учиться и учиться!»

В какой-то мере Владимир Моисеев следует традициям классика мировой фотографии Анри Картье-Брессона, который во фронтовых условиях признавал только живую «репортажку», но как никто умел мгновенный кадр превратить в символ. Впрочем, основатель агентства «Магнум» принципиально снимал только «полтинником» – объективом с определенным фокусным расстоянием, аналогичным видению человеческого глаза. Не потому, что не мог позволить себе другую технику (хотя и говорил, что настоящий фотограф может снимать и консервной банкой), а именно из-за соответствия его возможностям и параметрам человека. Господин Моисеев, конечно, пользуется всем арсеналом современной техники, но большая часть его репортажных работ выглядит именно как снятая «полтинником» – без длиннофокусной отстраненности и излишнего размаха широкоугольника. Именно так, как видит реальный человек.

А личный биографический «полтинник» Владимира Моисеева никак не выглядит рубежом и итогом, хотя экспозиция и оставляет впечатление цельности и завершенности. Он у нас красавец, орел и вообще мужчина ну в полном расцвете сил. Рубеж «штатного объектива» он перешел. Надо полагать, не менее лихо он будет снимать не только в «портретном», но и в самом солидном «длиннофокусном» возрасте.

Наталья ЗИМИНА

40

Новости партнеров

Loading...

Возврат к списку

В тверском регионе отметили День клубного работника
День клубного работника, который проходит в нашей области с 2002 года, можно смело назвать уникальным, поскольку нет больше ни одной отрасли, специалисты которой в календаре имели бы отдельный, подчеркнем, региональный профессиональный праздник.
02.12.201623:03
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию