30 Апреля 2017
$56.98
62.04
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Энергетика скрипки

Шестой день XIV Международного фестиваля музыки Баха, проходящего сейчас в Тверской филармонии, преподнес слушателям удивительный сюрприз – впервые для тверитян играли скрипач Максим Федотов и пианистка Галина Петрова.

Шестой день XIV Международного фестиваля музыки Баха, проходящего сейчас в Тверской филармонии, преподнес слушателям удивительный сюрприз – впервые для тверитян играли скрипач Максим Федотов и пианистка Галина Петрова.

Дуэт Федотов – Петрова сложился в 1992 году и теперь известен во многих странах мира, где музыканты гастролируют с неизменным успехом. Их творческий тандем пресса называет одним из самых гармоничных и виртуозных дуэтов современности. Они исполняют весь основной репертуар для скрипки и фортепиано – произведения Моцарта, Шуберта, Бетховена, Брамса, Чайковского, Прокофьева, а также программы созданных Аидой Исаковой специально для этих музыкантов транскрипций симфонической и оперно-балетной классики. Небольшую часть из этого обширного репертуара тверская публика могла послушать на концерте, который прошел с потрясающим успехом. Даже несмотря на то что он получился почти безаншлаговым. На него пришли самые преданные поклонники скрипки. Среди них особенно выделялась группа студентов Тверского музыкального училища, где, как известно, сложилась довольно сильная скрипичная школа.

В нынешнем сезоне Максим Федотов, учившийся у Бориса Сергеева, Дмитрия Цыганова и Игоря Безродного, отмечает 25-летие творческой деятельности. В течение всего сезона его концерты пройдут в Большом и Малом залах Московской консерватории. Так что тверское выступление Федотова можно, наверное, смело считать одним из многих юбилейных концертов. Этот вечер стал самым настоящим триумфом музыкантов. Смелость, виртуозность, высочайшее исполнительское мастерство, невообразимая энергетика – и публика была покорена. Всеобщее восхищение, которое охватило аудиторию с первых же минут, ощутимо витало в воздухе весь концерт.

Максим Федотов поразительно похож на Паганини. Как только артист вышел на сцену, некоторые особенно впечатлительные натуры даже ойкнули, пораженные этим сходством, а еще больше – инфернальной внешностью музыканта. Но страстность и уверенность, с которой он играл, извлекая из своего инструмента чистейшие звуки, была, конечно, более всего поразительна. Феноменальное владение техникой не позволяла даже думать «о нотах», даже самые сложные места исполняемых произведений игрались легко. По крайней мере так казалось со стороны. Слушатель был полностью погружен в магический мир звуков, которые дарил ему волшебник от скрипки. Да и сам он существовал в этом мире, возвращаясь к реальности только в финале произведений. Даже строгие взгляды, которые бросал артист в первые ряды партера, имели совсем иной, неконкретный смысл и читались как своеобразный эмоциональный и энергетический посыл залу.

Моцартовская Соната ми минор, открывшая первое отделение, звучала прочувствованно и взволнованно. Была в федотовском исполнении особая пылкость, мелодия лилась певуче и широко. В других сочинениях музыкант казался едва ли не аскетичным, но фортепиано Галины Петровой уравновешивало звучание. Собственно исполнительской виртуозностью гармония и достигалась. Артистизм музыкантов сообщал этому особенную прелесть. Их можно было, наверное, сравнить с драматическими артистами, а концерт, пожалуй, со спектаклем. Максим Федотов и Галина Петрова не соревновались друг с другом, но выступали как полноправные партнеры, выполняющие одну задачу. Особенно удачно прозвучало, быть может, не «Адажио» Баха, которое априори должно захватывать, нравиться и восхищать, а Соната № 1 фа минор Сергея Прокофьева. Композитор посвятил сонату Давиду Ойстраху, который впервые сыграл ее вместе с Львом Обориным 23 октября 1946 года. От премьерного исполнения исполнение Федотова – Петровой, конечно, отличалось. Но программе, намеченной композитором, все же соответствовало. По замыслу Прокофьева, первая часть сонаты носит «суровый характер», «она представляет собой развернутое вступление ко II части (Allegro) – напористой и буйной, но с широкой побочной партией. III часть – медленная, мягкая и нежная. IV часть (Финал) – стремительная…». По мере исполнения, что особенно слышалось в Allegro и Финале, музыкальные образы становились все более отчетливыми и яркими.

Отточенно-эффектными стали и фрагменты из цикла Мусоргского «Картинки с выставки». В письме к Стасову в ноябре 1875 года Мусоргский писал: «Не музыки надо нам, не слов, не палитры и не резца… мысли живые подайте, живую беседу с людьми. «Картинки», созданные композитором под впечатлением от выставки своего приятеля, художника Гартмана, получились слишком «живыми». Особенно в транскрипции Аиды Исаковой, ученицы Шнитке и Шостаковича. Шесть фрагментов были исполнены с такой силой и натиском, с таким неукротимым темпераментом, что оставалось только удивляться, как сочинение, написанное в позапрошлом столетии, сегодня приобретает мощную современную трактовку и звучание. Дело здесь не только в авторе переложения, сколько в эмоционально напряженной работе самих музыкантов, полностью отдающихся музыкальному материалу. И в почти невидимых публике физических усилиях, затраченных ими для того, чтобы донести до слушателя Мусоргского.

Максима Федотова и Галину Петрову долго не отпускали, и даже двойного биса публике казалось явно мало. Браво!

Евгений ПЕТРЕНКО

8

Возврат к списку

Сегодня в Ржеве прошел областной день призывника
В воинской части 40963, где базируется соединение ПВО имени первого в стране трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, побывали более 300 молодых людей – учащиеся школ, профессиональных училищ и колледжей из разных городов и районов Верхневолжья.
28.04.201719:04
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию