24 Мая 2017
$56.56
63.62
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Один на один

В рамках XIV Международного фестиваля музыки Баха в Тверской филармонии состоялся вечер фортепианного дуэта. Сидя друг против друга, играли Николай Петров и Александр Гиндин. В изначально заявленной программе – Моцарт и Стравинский, все сочинения, прозвучавшие на концерте, исполнялись в Твери впервые.

В рамках XIV Международного фестиваля музыки Баха в Тверской филармонии состоялся вечер фортепианного дуэта. Сидя друг против друга, играли Николай Петров и Александр Гиндин. В изначально заявленной программе – Моцарт и Стравинский, все сочинения, прозвучавшие на концерте, исполнялись в Твери впервые.

Более чем полвека творения Баха оставались почти в полном забвении, лишь узкий круг его учеников сохранял память об учителе. Сын композитора Филипп Эмануэль, конечно, опубликовал четырехголосные хоралы своего отца, но они оказались в то время каплей в огромном море творческого наследия Баха. Резонный вопрос: при чем же здесь Моцарт, который знал творчество Баха скорее всего больше понаслышке, чем по произведениям?

Существует весьма любопытная история о том, как в 1789 году Моцарт приехал в Лейпциг и посетил там Томасшуле, где специально для него исполнили один из баховских мотетов. На первых же тактах композитор от неожиданности подпрыгнул на стуле: что, мол, это такое? – и весь обратился в слух. Прослушав мотет до конца, Моцарт пребывал в полнейшем восторге от сделанного открытия: на этом, оказывается, можно учиться! Когда же ему сообщили, что в школе хранится полное собрание баховских мотетов, он был просто счастлив. Тут же потребовал принести расписанные партии, поскольку партитур не оказалось, и принялся раскладывать их вокруг себя – листы лежали у него на коленях, на стульях, на полу. Пока Моцарт не просмотрел все, с места не встал. Уезжая, он выпросил для себя копию мотета и впоследствии очень ею дорожил.

Другую историю рассказал сам Моцарт, написавший: «Все воскресения… я хожу к барону ван Свитену, и там ничего не играется, кроме Генделя и Баха. Я сейчас составляю себе коллекцию баховских фуг…». Моцартовская Фуга до минор для двух клавиров, в которой, по мнению специалистов, композитор «выступает как достойнейший последователь

И.С. Баха», и открыла концерт. Создание этой фуги связывают со смертью первенца Моцарта – Раймунда Леопольда.

На сцену вышли Николай Петров и Александр Гиндин. Дуэт, конечно, подразумевает равноправие музыкантов, но лидером в первой части концерта, как показалось, выступил именно Николай Петров. Александр Гиндин следовал за академиком, но следование это было вполне самостоятельным. Правда, Гиндину несколько не повезло с ассистенткой. Вместо того чтобы помогать музыканту и главное – не мешать ему играть, она медлила, опаздывала с переворачиванием нотных страниц. Гиндин сначала просто кивал головой, давая понять, что, мол, страницу уже отыграл. Потом делал нетерпеливые жесты рукой, а потом и вовсе раздраженно перевернул страницу сам. Да так экспрессивно, что шелест бумаги слышался во всем зале. Музыкант явно нервничал, нервозность немного сказывалась и на его манере держаться, и на игре. Впрочем, такая маленькая неприятность могла, наверное, сбить с толку кого угодно, но только не Гиндина и, конечно, не Петрова, которому с помощницей повезло много больше.

Первое отделение закончилось катастрофически быстро. Несмотря на то, что еще была сыграна изысканная Фантазия фа минор, написанная Моцартом по заказу графа Дейма для его венской галереи восковых фигур. И две сонаты (соль мажор и до минор) в переложении Грига, преклонявшегося перед гением Моцарта. Второе отделение полностью посвятили Игорю Стравинскому и музыке к его балету «Весна священная», в которой экспрессия и темперамент музыкантов проявились в высшей степени.

Стравинский говорил, что в своем балете «Весна священная» он хотел «выразить светлое воскрешение природы, которая возрождается к новой жизни: воскрешение полное, стихийное, воскрешение зачатия всемирного». Действующие лица балета – люди языческой Руси. Они связаны с землей, со стихийными силами природы. Движут ими примитивные, но тем не менее самые естественные, важные и стойкие для любого живого существа инстинкты – инстинкты продолжения рода и продолжения жизни. Примерно в этом же дискурсе лежало и исполнение музыки. Помимо собственно музыкальной составляющей весьма любопытно было наблюдать за солистами. Николай Петров был серьезен и сдержан. Александр Гиндин, напротив, чрезвычайно экспрессивен и показал себя очень темпераментным музыкантом. Впрочем, к этому располагал сам материал. Однажды в запале он даже подпрыгнул на стуле, эффектно отведя руки в сторону.

Публика сорвалась со своих мест и принялась благодарно рукоплескать, концерт, однако же, продолжался. Музыканты выходили на бис дважды. Этим и закончился второй день фестиваля «Бах – Моцарт – Современность».

Евгений ПЕТРЕНКО

4

Возврат к списку

Крупнейшие компании России идут делать бизнес в Тверской области
На этой неделе в Верхневолжье открылся новый операционно-логистический комплекс. Объем вложенных в него инвестиций – 1,5 млрд рублей.

23.05.201717:18
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию