23 Марта 2017
$57.64
62.27
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Общество 01.06.2010

Человек, который пашет

На днях одному из самых известных людей нашего города – журналисту, музыканту, ученому Евгению Малышеву была вручена высшая награда Союза журналистов России – почетный знак «За заслуги перед профессиональным сообществом».

На днях одному из самых известных людей нашего города – журналисту, музыканту, ученому Евгению Малышеву была вручена высшая награда Союза журналистов России – почетный знак «За заслуги перед профессиональным сообществом».

На рабочем столе Евгения Малышева – глобус. Изящная игрушка – не более, но именно на ней его взгляд сто раз на дню останавливается. Вы замечали, как неожиданно раскрывается человек в бессознательном выборе подобных безделушек? Так о чем Малышев думает, когда смотрит на земной шарик? Пусть он и в миниатюре, а все ж…

– Да пахать на нем надо! – вдруг усмехается он и забавную картинку из стола достает: шагает, значит, босой, за плугом, по крутому боку планеты. – Пахать на нем надо, чистить его и, извините, дерьмо выгребать.

Вот такая не очень романтичная, зато точная и жесткая – без сантиментов – жизненная программа. Абсолютно универсальная, потому как может быть отнесена к любому виду человеческой деятельности. К журналистике в том числе; жаль только, что этот принцип на деле исповедуют далеко не все. А вот наоборот… Ну, кто-то – по злому умыслу или тайному душевному надлому, но таких единицы. Куда чаще – просто по слабости, уступая немилосердным обстоятельствам. Мы сидим в кабинете у Евгения Яковлевича и беседуем о нашем ремесле; Малышев не только блестяще владеет им как журналист-практик, один из признанных мэтров тверской журналистики. Он один из очень немногих, кто заглянул в глубинную суть профессии – в природу отношений журналиста с обществом, с отображаемой реальностью, изучал сложнейший механизм их взаимного воздействия. Этим проблемам посвящены и его кандидатская, и уже почти готовая докторская диссертации.

Рассказывает он об этом не слишком охотно – тема по нынешним временам не самая веселая, а журналисту, как сам признает, трудно об этом говорить, не ощущая на себе груз цинизма. Что ж поделать, продолжает Малышев, если в кристалле нашей российской действительности рыночная психология неизбежно выглядит циничной? И на нашу профессию это накладывает отпечаток, как ни на одну другую? Сегодня у нас независимость СМИ – миф. Чтобы общество прочитало или услышало твое слово, увидело твой репортаж, кто-то должен оплатить печать и эфир. В этом реальном мире очень трудно поддерживать уровень мастерства, но еще труднее до седых волос сохранить репутацию безупречно честного и объективного профессионала.

Малышеву это удалось, но он не кичится и никого не корит за «заказуху» – только она понемногу твой «брэнд» разрушает, и это нужно сознавать. Но ведь когда-то, говорит он, люди, разворачивая газету, искали не броские заголовки, а имена. И были они уже сами по себе гарантией достоверности и качества. Грустно вспоминать об этом и горько думать, что это время ушло. Вернется ли? Сможем ли мы – не единицы, а большинство – вновь обрести доверие читателей и зрителей? Вернуть его нашей профессии в целом? А уж это от всех нас зависит. Кто-то время тормозит, назад, как кинопленку, отматывает, а кто-то ускоряет его бег, босиком за плугом шагая. Тяжелая это пахота, и не каждому она под силу. Малышеву всегда удавалось удержать планку.

Как? Его всегда отличали высокое творческое напряжение в соединении с абсолютной внутренней свободой. Чем бы он ни занимался! А круг его интересов поражает своими масштабами. Но вот что примечательно: обычно такая палитра интересов предполагает некую дилетантскую поверхностность. А Малышев неизменно доходит до сути, до донышка, словно из всех оценок признает только отличные.

Биография его известна – он человек популярный, признанный и многими любимый. Но все же напомним для самых молодых читателей, которые больше знают Евгения Яковлевича как начальника управления по связям с общественностью Тверского вагоностроительного завода. Музыкант по своему первому образованию, он создал прославленный джаз-бэнд, в 60–70-е годы собиравший полные залы. Звук его саксофона Тверь помнит до сих пор. Затем возникает увлечение театром, и он заканчивает режиссерский факультет ГИТИСа. А потом приходит на телевидение, и тверитяне влюбляются в его передачи точно так же, как некогда в его саксофон. Он вел передачи, писал сценарии, ставил, снимал, разрабатывал концепцию каналов. Был и главным редактором, и главным режиссером, выходил в эфир ежедневно, а потом на каком-то этапе понял, что пора делать крутой поворот, как это с ним уже не раз случалось: один жизненный цикл завершен, надо приниматься за другой.

Тема его кандидатской диссертации сформулирована так: «Психологический аспект деятельности субъекта СМИ в выборе направления информационного потока». Почему журналист выбирает именно эту тему, именно такой подход? Что определяет его мотивацию? Умерьте иронию: будь все дело в корысти, оно бы не стоило долгих разговоров. Нет, все сложнее, и это очень важно понять – тоже до самой глубины, до донышка, как Малышев привык и умеет. Он изучает человека в профессии и субъекта профессии – в обществе и в информационном потоке. Исследует как ученый и осмысляет как журналист – изнутри. Это очень нужно всем – и нашему профессиональному сообществу, и всему обществу. Потому что, как говорит Евгений Яковлевич, сегодня самое главное – это понять, как и почему журналист становится деструктивным и что должно предпринять общество, как на него воздействовать, чтобы обратить этот процесс вспять – из деструктивного журналиста сделать структурирующего. Ведь СМИ – убойная сила, мощнейший рычаг, и от того, в чьих руках они оказываются, зависит слишком многое.

А в общем-то в нашу профессию он все еще влюблен и уверен, что когда-нибудь она еще обретет себя, хотя сейчас переживает не лучшие дни. Упадок профессионализма – еще одна беда современной журналистики, особенно телевизионной. Да за такие кадры, за такой свет с нас бы в свое время башку сняли, недоумевает Малышев. О текстах мы уже и не говорим – одно расстройство. И все же талантливый, яркий, компетентный журналист, сознающий свою гражданскую ответственность, – это организующее, консолидирующее начало. И в современном российском обществе он востребован как никогда. Малышев в этом уверен, как и в том, что печатные СМИ все же выживут вопреки экспансии Интернета, который заставит их потесниться, но заменить не сможет.

Убежден он также, что в печатных СМИ приоритетным жанром станет авторская, аналитическая журналистика. Кстати, в последние годы именно она все больше привлекает его творческий интерес. Публицистику Малышева охотно публикуют тверские СМИ, и она неизменно вызывает широкий общественный резонанс. Скажу прямо: он из немногих, кто не подлаживается под вкусы массового читателя, не пишет на потребу – он просвещает и заставляет задумываться, помогает подняться на ступеньку выше. Это также очень важно. Современная массовая культура, как он справедливо сетует, часто «сбивает» стереотипы, и с этим надо бороться. Что он и делает – в журналистике, в музыке, в науке, в… А кто же знает, что будет дальше?

Он человек деятельный; творческий потенциал не теряет, а накапливает, и в любой момент может вернуться – на сцену или на экран, это уж как захочет и сочтет нужным. Недавно он, например, доказал, что стихия джаза ему по-прежнему подвластна. И наив­но полагать, что он в своих творческих исканиях уже остепенился, заматерел и прелесть новизны над ним больше не имеет силы. Малышев из тех неугомонных артистических натур, которые в любом возрасте способны преподнести сюрпризы: вот возьмет и загорится завтра каким-нибудь совершенно невиданным проектом – ну хоть арт-галереей, или театром-студией, или… Ну, это непред­сказуемо. И ведь если решит, так непременно добьется, сделает, а Тверь – уже в который раз – радостно отзовется.

Удивительное дело, он всегда знает, что именно ей сегодня нужно – то ли как психолог, то ли как опытный журналист. А может, у него с Тверью просто общее кровообращение.

Лидия ГАДЖИЕВА

3

Возврат к списку

В Твери названы имена лучших молодых поэтов России
Во вторник Тверь стала литературным центром всей нашей огромной страны: во Всемирный день поэзии в столице Верхневолжья подвели итоги Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зеленый листок», учрежденного поэтом Андреем Дементьевым. Награждение победителей проходило в единственном в России Тверском Доме поэзии.
22.03.201721:38
Больше фоторепортажей
 
Этот уникальный проект наша газета и областная универсальная научная библиотека имени А.М. Горького проводят при поддержке Правительства Тверской области. 
22.10.201604:07
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
Новости муниципалитетов
Письмо в редакцию