21 Июля 2017
$59.08
68
PDA-версия PDF-версия Аудиоверсия

Новости дня
Культура01.06.2010

Подлинность без купюр

Он никогда не был в России, но очень любил и уважал нашу страну. Голос этого известного во всем мире проповедника долетал до советских христиан на волнах радио «Свобода» и был, по признанию многих, глотком свежего воздуха. Слушатели даже не знали его фамилии: диктор представлял священника просто – отец Александр.

Он никогда не был в России, но очень любил и уважал нашу страну. Голос этого известного во всем мире проповедника долетал до советских христиан на волнах радио «Свобода» и был, по признанию многих, глотком свежего воздуха. Слушатели даже не знали его фамилии: диктор представлял священника просто – отец Александр. Совсем недавно труды Александра ШМЕМАНА пришли в Россию. А на днях издательство «Русский путь» представило публике уникальную по своей откровенности книгу. Второго марта ее презентация состоялась в Санкт-Петербурге, а в минувшее воскресенье – в Твери.

Восемь тетрадей, исписанных красивым четким почерком, были найдены в рабочем кабинете декана Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке протоиерея Александра Шмемана после его смерти в 1983 году. Об этих рукописях не знала даже семья священника. Некоторые размышления автора показались родственникам настолько сокровенными, что вплоть до 2000 года они не давали согласия на публикацию дневников. Шесть лет назад записи все-таки были переведены на английский язык и с изрядными сокращениями изданы в США.

В конце прошлого года наш земляк, выпускник исторического факультета Тверского госуниверситета, а ныне главный редактор издательства «Русский путь» Виктор Москвин принял решение познакомить и русскоязычного читателя с дневниками Шмемана. Без купюр. Более семисот страниц, написанных литературным языком, поражают широтой охвата бытия. Здесь и духовная жизнь, и политика, искусство, природа, люди…

Александр Шмеман родился в 1921 году в эстонском Ревеле. Среднее образование получил в Париже. Там же окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт. Преподавал в нем церковную историю. В 1946 году принял священство. В 1951 году с женой и троими детьми переселился в Нью-Йорк, приняв приглашение Свято-Владимирской духовной семинарии. Спустя восемь лет защитил в Париже докторскую диссертацию по литургическому богословию. Еще через три года возглавил семинарию. Шмеман активно участвовал в культурной жизни русской эмиграции, был хорошо знаком со Струве, Солженицыным и Бродским. Но сам себя при этом эмигрантом не чувствовал: «Имея родину во Франции, будучи частью русского народа, я, наконец, ощущал США своим государством. Личность сама по себе «соборна», может и должна в себе самой соборовать и соединять разделенное по «природам», и теоретически предела этому «соборованию» нет, или, вернее, полнота его во Христе, Богочеловеке, соединяющем в себе всё. Таким образом, личность есть также и преодоление ограниченности всякой «природы» и, следовательно, суд над нею. Всякий национализм есть отказ от этого суда, подчинение личности природе, тогда как смысл и сила личности в том, чтобы победить, очистить и преобразить природу».

Автор называл эти записи «визитом в себя». Самые дальние уголки своей души он посещал в течение десяти лет, с 1973-го по 1983 год. В этот период Александр Шмеман с особой страстностью стремится к религиозному осмыслению жизни. Вот что говорил об этом священнике Александр Солженицын, который не только слушал радиовыступления Шмемана, но и встречался с ним лично: «Давно уже я с духовным наслаждением слушал по «Свободе» в воскресные ночи, когда удавалось, проповеди «доктора философии отца Александра» и поражался, как неподдельно, современно и высоко его искусство проповеди: ни ноты фальши, ни миллиметра натяжки, без пустой дани обязательной форме, ритуалу, когда слушателю становится неловко или чуть стыдно за проповедника или за себя, – всегда сильная, глубокая мысль и глубокое чувство».

В своих «Дневниках», которые, судя по четко выверенным мыслям и тщательно выписанным строчкам, вероятно, все-таки готовились автором к публикации, пастырь Шмеман жестко критикует ту «религиозность», которую слишком многие христиане, в том числе православные, исповедуют вместо веры во Христа-Богочеловека. Священник утверждает, что вовсе не атеизм, а «неочищенная, непросветленная религиозность и есть средоточие демонического в мире».

– «Дневники» Шмемана – о подлинности жизни. Чувство отсутствия подлинности знакомо всем нам. Отец Александр своим духовным деланием как настоящий учитель хотел нам показать подлинное ощущение Бога и Церкви, – сказал на презентации в областной библиотеке имени А.М. Горького кандидат исторических наук, проректор ТвГУ по воспитательной работе Владимир Лавренов.

«Дневники» свидетельствуют о необычайно многообразной духовной и культурной жизни автора. В них – мысли о прочитанных книгах, тонкие пейзажные зарисовки, характеристики людей, с которыми общался Шмеман. Увесистый том снабжен краткими постраничными комментариями и именным указателем.

Роман СМАЗНОВ

16

Возврат к списку

ТГМУ дал старт новому студенческому движению
Эти молодые люди учатся не только лечить людей, но и спасать их в условиях чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф. Инициатором общероссийского движения спасателей среди медицинских вузов выступил Тверской государственный медицинский университет.
19.07.201719:42
Больше фоторепортажей
В этом году только в столице Верхневолжья он собрал более 28 тысяч человек, а в целом в Тверской области в ряды полка влились более 79 тысяч наших земляков. Акция «Бессмертный полк» прошла в Твери третий раз подряд.
09.05.201719:02
Больше видео

Архив новостей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
Новости из районов
Предложить новость